По уже сложившейся традиции, толком выспаться не удалось. Легли поздно, да ещё и, увидев, что за вечер комаров в номер почти не налетело, оставили окна открытыми. Хитрые кровососы, однако же, ночью не растерялись и не преминули наведаться то ли на поздний ужин, то ли на ранний завтрак. Так что пришлось часа в 4 утра вставать и от души махать пылесосом, пытаясь избавиться от незваных гостей, после чего всё же закрывать окно. С закрытым окном стало душно, но скоро пошёл неслабый дождь, дававший надежду, что хотя бы сейчас комаров не будет. Окно снова было открыто, однако даже потоки воды, льющиеся с неба, не угомонили маленьких вредных вампиров. В общем, ночка была ещё та, и наутро глаза открывались с огромным трудом. Тем не менее, надо было выезжать, и, не став в таком состоянии даже завтракать, мы, наскоро собравшись, двинули в обратный путь.
Ещё накануне расспросив дальнобоев и прочих находящихся в курсе людей о состоянии дороги до Москвы, решили пойти слегка в объезд — не напрямую по можайскому шоссе, а через Беларусь, и дальше по Волоколамке. Такой вариант, правда, подразумевал пересечение двух границ вместо одной: сначала латвийско-белорусской, а потом уже — белорусско-российской. Но отсутствие таможни на границе России и Беларуси вселяло надежду на то, что задержек там не будет, посему в навигаторы в качестве пункта назначения был вбит Витебск, и мы поехали считать вёрсты по проложенному железкой маршруту.
«Ехал я по навигатору, ехал, как вдруг…» — сколько раз уже мы попадали в такие ситуации. Вот и сейчас железка проложила маршрут до выезда из страны не по большой и красивой центральной трассе, а по местным дорогам почти вдоль границы с Литвой. Нет, ехать по ним вполне можно — дороги в нормальном состоянии, ровные, да к тому же ещё и живописные, но вот с заправками на них всё совсем не так однозначно. Может, на машине это и не особо заметно, но нам-то заправляться надо чаще! Впрочем, обсохнуть хоть раз из-за выбранного маршрута нам в этот день так ни разу и не «посчастливилось». Зато чуть ли не в самом начале пути мы остановились на закрывающемся железнодорожном переезде, после чего ну ооооочень дооолгоооо смотрели, как идущий со скоростью черепахи товарняк протащит все свои десятки вагонов. То ли стрелку проходил, то ли состояние дороги там было так себе (что вряд ли), то ли ещё по какой причине, но двигался он крайне неспешно. Минут пять тянулся мимо переезда, если не дольше. Хоть прямо тут развешивай гамак и спи, пока он пройдёт.
Между прочим, о сне. В какой-то момент времени недостаток сна, накопленный за поездку, проявился настолько, что из-за него всё путешествие чуть прямо тут — в Латвии — и не закончилось. Бороться с закрывающимися на ходу глазами лично я уже более-менее научился (хотя и не всегда удачно), но организм-то не обманешь, он приспособился быстро! Вместо того, чтобы пытаться закрыть глаза, он стал просто выключать рефлексы. Взгляд не фиксируется на одной точке, гуляет, мозг обрабатывает информацию замедленно, реакция отсутствует. Совсем. Задумываться о том, что надо всё же остановиться и как-то подремать, я стал уже тогда, когда скутер стал гулять по полосе. Вправо-влево, вправо-влево… А вот когда я стал уверенно на скорости за сотню уезжать на обочину (ощущение дикое: видишь, что уносит на обочину, всё понимаешь, но сделать ничего не можешь: рефлексов — ноль), и поймать и увести аппарат успел лишь тогда, когда переднее колесо уже начало вибрировать, собирая неровности на срезе асфальта, я понял, что тянуть дальше нельзя, и вставать надо прямо сейчас. Плавное торможение, правый поворотник, и съезд с дороги к очень кстати подвернувшейся автобусной остановке. Фу-х, вроде цел, и всё в порядке.
Минуты две-три я пытался как-нибудь пристроиться для подремать прямо на скутере, после чего оставил эти бесплодные попытки и смог несколько удивить Декстора зрелищем прошедшего мимо него, не отвечающего на вопросы тела, завалившегося спать прямо на скамейке автобусной остановки . Продрых, между прочим, минут двадцать, если не больше, после чего, подло разбуженный своим спутником (которого, между прочим, до сего момента искренне считал другом ) и на удивление посвежевший, смог вполне себе адекватно ехать дальше. Зато через десяток километров срубать начало уже Декстора. Правда, не так сильно, как меня, поэтому на сей раз обошлось без сна на остановках или в придорожных кустах, и всё решилось заездом на заправку, приобретением какого-то местного незнакомого энергетика и употреблением его вместе с гренками, прихваченными ещё вчера в «Сильве». Стоянка 15 минут, сон отогнали, едем дальше.
В городке Краслава, через который пролегал маршрут, попали на дорожные работы. На протяжении нескольких километров снимают старое полотно и кладут новое. А местами ещё и подушку меняют. Так что, от души постояв на светофорах, регулирующих встречный разъезд по одной полосе (и главное, встречки-то нет! Однако, мы и у себя дома не ездим на красный, тем более на такой, так что здесь и мысли не возникло, несмотря на жару, рвануть, пока никого нет), были искренне рады, когда вырвались на дорогу, которую никто не ремонтирует . Между прочим, граница была уже совсем близко.
Помните, парой абзацев выше я говорил, что мы так ни разу и не обсохли в тот день из-за проложенного навигатором маршрута? И это действительно так: из-за МАРШРУТА не обсохли. Однако заправиться мы рассчитывали где-нибудь недалеко от границы, а заправок, как назло, всё не попадалось и не попадалось… Закономерный итог: всего за два километра до пропускного пункта Декстор уведомил меня, что его скутер отказывается ехать без некоторых энергетических вливаний, и проблему надо как-то решать. Как-то… А как её решишь? — только к границе ехать в надежде, что там таки есть заправка. Доехал, огляделся… Пусто! Ещё бы не пусто — на той стороне границы бензин стоит аж вдвое дешевле.
Впрочем, раз так, значит должны быть и перевозчики-нелегалы, у которых можно бы стрельнуть десяток литров, благо у таких любящих попадать в переделки путешественников, как мы, и шланг для сего дела имеется. Однако, ни в первой, ни во второй, ни в третьей машине, идущих от границы, свободного бензина не оказалось (и куда все «бензовозы» подевались?..), зато нам подсказали домик метрах в пятистах, где можно было попробовать разжиться топливом. Декстор остался стоять, а я поехал наводить торговые связи с местным приграничным населением .
Самое смешное, что пока я искал нужный дом (впрочем, чего там искать, его с дороги прекрасно было видно), договаривался о сделке (надо ведь ещё убедить, что продавать мне бензин — не опасно. А то ездють тут всякие, иди пойми, кто такие…), ждал, пока нацедят десятилитровую канистру, Декстор уже сам худо-бедно смог завестись и на дёргающемся оголодавшем скутере приехать на «заправку». Вот и канистру таскать не понадобилось . Тут же мы отдали за бензин последние остававшиеся 10 лат (и менять не пришлось, хе-хе ) и, в очередной раз порадовавший такой привычной и простой возможности ехать, когда скутер заправлен, рванули на границу.
Очереди тут не было. Две машины, стоявшие перед нами — не в счёт. Тем боле, нам махнули рукой: мол, проезжайте вперёд. Зато, в компенсацию за отсутствие очереди, само оформление почему-то затянулось. Документы забрали, унесли их куда-то к себе и… и всё. Стоим, курим бамбук. За то время, пока стоим, уже машин пять оформилось и мимо прошло, а мы всё ждём. Причина выяснилась чуть позже. И была эта причина о четырёх лапах, с мокрым, лезущим везде носом, и иногда задорно погавкивала . Проще говоря, устроили нам досмотр с собакой. Собакой этой были обнюханы вдоль и поперёк сначала скутеры, а потом и мы сами. Причём один работник таможни похлопываниями (по скутерам, не по нам ) указывал своему подопечному, в какую сторону нюхать, а другой служащий снимал сие действо на камеру. Фотографировать, само собой, не разрешили. Записью с камеры тоже не поделились. Эх…
Создалось впечатление, кстати, что тут больше не нас досматривали, а собачку тренировали. Впрочем, как бы там ни было, после того, как ничего запрещённого не обнаружилось, нам быстро поставили все нужные отметки, вернули документы, вежливо распрощались и отправили восвояси — проходить белорусскую таможню. Тут царила бюрократия… Сначала отметиться в одном окне, потом в другом, потом подойти в третье… И всё бы ничего, но для того, чтобы поставить за пять секунд отметку, приходится ждать чиновника минут по десять-пятнадцать. Проблем не возникло, но постоять немного всё же пришлось.
И вот, мы в Беларуси, латвийские визы закрыты, пути назад нет, и очень хочется домой. Ну что ж, туда и поедем! Кстати, оглядевшись в поисках заправки, обнаружили нечто реконструируемое. Залиться топливом, однако, тут бы уж точно не получилось, так что, ещё раз порадовавшись тому факту, что заправили перед таможней не по литру-полтора бензина («ну хоть через границу переехать»), а по пять (чего хватит километров на сто с лишним), двинулись вдоль очереди из фур, выстроившихся перед границей. В принципе, зрелище уже привычное, только на сей раз очередь эта вытянулась на пять с лишним километров. Стоят, ждут своего часа… интересно, сколько им там стоять? Несколько часов, до ночи, или может не один день? Бррр, не хотелось бы вот так же…
Как и для Европы, для Беларуси нас успели запугать суровыми местными правилами и ещё более суровыми ДАИшниками. Впрочем, тактика уже стандартная: идём не больше девяноста, ждём, пока обгонит какой-нибудь «спонсор» и пристраиваемся за ним. Только вот обгонять никто что-то не торопится — граница рядом — поток через неё невелик. Так что так и тащимся 85-86-87-88-89-ай, куда разогнался-85-86…
Едем, едем, леса, поля, деревни, километры… А бензин в баках, между прочим, уже заканчивается. И несмотря на этот душераздирающий факт, дорога заправками не изобилует. Нет их по обочинам, проще говоря. А если что и есть, то доверия не внушает настолько, что в голове не возникает даже мысли залить оттуда бензин. Впрочем, где-то в окрестностях, стоит только чуть отъехать с трассы, заправки есть наверняка, только ведь их надо знать. Поэтому, увидев указатель «Полоцк — направо 4 км», решаем повернуть и поискать заправку в городе — стоять второй раз за день на трассе без бензина было бы по меньшей мере глупо. Пока стояли в городе на парковке и изучали навител в поисках ближайшей заправки, были замечены местным жителем, который, как оказалось, тоже не дурак оседлать два колеса. В этот день, правда, он был на машине (тут прошёл нехилый ливень, и всё было в лужах «по колено»), зато любезно сопроводил нас до заправки и, пожелав удачного пути, был таков .
Залив 16 литров топлива и заплатив за них почти 70 000 рублей (местных конечно . По пластику, безналом, обзавестись местными дензнаками как-то не озаботились), тут же, на заправке, откатившись слегка в сторону, срубали купленные ещё вчера всё в той же «Сильве» в Елгаве брезоль и картошку-фри (ням-ням, оголодавшим всё сойдёт) и двинулись на выезд из города. Небо затянуло чёрными тучами, впереди недвусмысленно погромыхивало, намекая, что неплохо бы уже надеть купленные специально на такой случай дождевики. Что и было сделано на обочине при появлении первых капель. А капли, между прочим, оказались что надо. Каждая — размером с поросёнка, а то и с корову! Эмм.., о чём это я? С какую корову? Пора прекращать писать по ночам. Нет, большие конечно капли, тяжёлые, но не настолько . В общем, тест-драйв дождевикам устроили знатный. И ведь выдержали хоть бы фиг, ни один шов течь не дал.
Ещё на заправке проверив уровень масла на щупе, я был крайне неприятно удивлён тем, что его почти не осталось. «Коней на переправе не меняют», а масло на совсем другое в дороге — и подавно. Если старый Кастрол угорал по чуть-чуть, то Мотюль оказался весьма чувствительным к повышенным оборотам, и съедался так, как будто был налит в двухтактный двигатель. Не ожидая такой подставы, канистру с маслом мы, собираясь в дорогу, убрали в машину, а с машиной умудрились потеряться, уйти на разные пропускные пункты, и теперь она оказалась километрах в ста позади нас. Впрочем, договорившись встретиться на трассе после Полоцка, просвистели какое-то время на заправке, после чего поехали ждать наш «масловоз».
Тут нас и застал описанный выше ливень. Ждать под дождём, несмотря на дождевики, совсем не хотелось, и мы просто проехали непогоду насквозь . Фронт был не особо широким, и проскочили его быстро. Однако, стоило остановиться, как минут через пять он нас снова нагнал. Тут пришлись кстати навесы автобусной остановки, у которой мы остановились. Хоть и дырявые, они вполне сдерживали потоки воды в течение того получаса, что мы стояли под ними. Однако машину с маслом так и не дождались — оказалось, что наши навигаторы думают несколько по-разному, посему наш стратегический запас смазочных материалов прошлёпал через Полоцк другой дорогой. Пришлось смещать точку рандеву в район Витебска.
По мере приближения к Витебску дорога становилась всё ровнее, шире, разметка на ней стала постоянной, а не эпизодической, а местные водители уже не стеснялись ехать и 150 км/ч. Так что и мы, забив на поиски спонсора (вон сколько их вокруг), открутили ручки и пошли с привычной крейсерской скоростью. Получив таки на въезде в Витебск своё масло, я, с облегчением убедившись, что в двигателе оно всё же ещё оставалось, долил его до полного щупа, и мы стройной колонной, состоящей из трёх транспортных единиц, вошли в город.
Не перестаю удивляться: в Елгаве, где проживает 65 тысяч человек, устраивается детский концерт с тысячей участников, а в Витебске с населением в 350 тысяч обнаруживается проспект о пяти полосах в каждом направлении. Ровный асфальт, цивильная разметка — это привычно, да. Но ПЯТЬ!!! полос в далеко не самом большом городе… Это, прямо скажем, очень необычно. Трамвай, кстати, также присутствует.
Город проскочили быстро. Вечер, усталость, и становится уже как-то не до любований красотами. Вообще, вся поездка прошла в каком-то напряжённом ритме: постоянно вперёд, быстрее, времени нет. А жаль: столько интересных и красивых мест остаётся за бортом… Вот и в Витебске — пожить бы хоть денёк, покататься по городу, побродить по улицам, посмотреть на людей (первый раз всё же в Баларуси). Но нет, едем дальше, на границу с Россией. Впрочем, теперь есть отличный повод вернуться.
После Витебска снова возникла потребность в заправке. В Полоцке залили не полные баки (рассчитывались пластиком, и требовалось указать конкретное количество литров, а не как обычно «до полного»), и теперь было бы очень кстати пополнить запасы горючки. Однако на вполне приличной заправке, встретившейся по пути, нас ждала незамысловатая надпись на каждой колонке, извещавшая, что ни 92-м, ни 95-м мы прямо здесь прямо сейчас не заправимся. И как-то так вышло, что, попутно ища заправку, мы неожиданно дошлёпали до границы с Россией.
Прохождение пропускного пункта оказалось до безобразия простым: погранец в зелёном светоотражающем жилете просто махнул рукой: мол, проезжайте, и мы, даже не глуша двигатели и не останавливаясь, оказались в России. Ощущения: ну вот мы и дома . Возможно, отчасти этому способствовало и то, что сразу после границы мы залили полные баки родного российского бензина на почти родном же «Лукойле» . День был длинный, время — за девять вечера, поэтому, проехав ещё с полсотни километров, мы озаботились поисками мотеля и, со второй попытки найдя подходящую гостиницу под Смоленском, сняли номера, поужинали в баре солянкой и пельменями и наконец-то легли спать.
P.S. Большая часть выложенных фото — стоп-кадры с камеры, расположенной на шлеме. Так что за качество сильно не пинайте — вытянул, насколько было возможно.
Намного интереснее когда вы просто катаетесь, а не по графику едете. Успехов вам в дороге.