В этот день мы проехали совсем немного, как это обычно и бывает у нас при пересечении границы (по крайней мере, по пути «туда»). И хоть протяжённость пути за день была небольшой, впечатлений осталась масса. Всё-таки, мы опять оказались в другой стране. причём впервые — в Азии, пусть и средней. Другие люди, другие обычаи, другое окружение. И хотя огромного культурного шока не было — вокруг было много не только нового, но и вполне привычных вещей, материала для рассказа хватает .
12:17 Как это часто бывает перед границей, последние несколько десятков километров до неё практически нет поселений. Очень ровная дорога, почти нет машин, в общем, довольно пустынно.
12:46 Последний российский населённый пункт перед границей — посёлок Акбулак. Маршрут у нас проложен только до него, потому что с прокладкой маршрута через границу навигатор не справился, а точку руками ставить не хотелось. Решили очень просто — дорога здесь одна, не потеряемся. Как обычно, перед посёлком — дорожный указатель: Акбулак — прямо, Аркалык, который находится уже за границей, — налево. При этом налево уходила плохонькая грунтовая дорога, а мы ехали по уже слегка разбитому, но всё-таки асфальту. И несмотря на то, что по этой грунтовой дороге ушла фура DHL, которая явно поехала туда не для того чтобы устроить пикник в степи, мы всё же выбрали путь прямо, решили что налево уходит просто объездная. Через посёлок ехали просто: асфальтовая дорога всего одна, и если её придерживаться, можно проехать посёлок насквозь. Наш расчёт оказался верен, и как только мы выехали из Акбулака, мы увидели, как в дорогу вливается та самая грунтовая объездная. Хорошо, что мы всё таки не поехали по ней. Подобного рода дорог нам хватит и в Казахстане.
12:56 Рано я похвалил дорогу до границы, ох рано. После Акбулака она совсем испортилась, пошла большими ямами, трещинами, колдобинами, заплатками, трясёт немилосердно. В некоторых местах её ещё и ремонтируют, но качество укладки нового асфальта такое, что по нему страшно ехать, потому что так и боишься скатиться с этого горба, по ошибке названного дорогой. Плюс ко всему попадаются участки, на которых асфальт ещё не положен, зато от души налито смолы. Здесь сегодня +29 в тени, и на такой жарище смола плавится и становится скользкой, как лёд. Мало того, что она летит из под колёс и налипает на все поверхности, на которые попадает, так ещё и при малейшей ошибки в управлении есть шанс поскользнуться и неплохо навернуться.
13:12 И вот наконец-то мы видим на горизонте границу. Неужели эта разбитая ужасная дорога сейчас закончится и, будем надеяться, что со стороны Казахстана не начнётся заново?! Интересно, сколько мы простоим на таможне.
14:32 Граница России и Казахстана. На Российской стороне всё уже достаточно привычно: холодная вежливость местных таможенников и погранцов, совсем лёгкая, почти незаметная разболтанность. Зато в Казахстане прямо на въезде на шлагбауме местный пограничник поразил нас до глубины души. Пока он вежливо объяснял, как заполнять миграционную карточку, к нему подошёл кто-то из местных и с ним пограничник разговаривал на языке мата. Это выглядело настолько необычно, что мы даже слегка растерялись. Правда, судя по всему, для того, кто подошёл, это было вполне нормальным и привычным.
Когда попали на казахскую сторону, сразу бросилось в глаза то, что к тебе обращаются — даже официальное лицо, — то называют только по имени. Если в России стало привычным слышать «Роман Владимирович» или «Артём Сергеевич», то в этот раз, когда из пограничного окошка слышится: «Роман, отойдите на два шага и посмотрите в камеру», то это выглядит слегка странно. Впрочем, привыкается к этому быстро. Местные тут общаются довольно по-свойски как друг с другом, так и с приезжими.
С казахской стороны стоит очередь из машин. Иногда машина бывает под завязку забита пассажирами, и тогда в ожидании своей очереди они выходят из неё на улицу и просто садятся рядом, а некоторые вообще расстилают на травке, заваленной бутылками и прочим мусором, какое-нибудь покрывало и спят прямо на солнцепёке.
15:02 Мы прошли границу России с Казахстаном, купили местную страховку автогражданки и теперь направляемся к следующей контрольной точке — городу Актобе, бывшему Актюбинску. На границе поговорили с водителем «Газели», который только что проехал от Байконура до Аралька, и от Аральска до пропускного пункта, на котором мы его и встретили, и который описал дорогу, которая нас ждёт. Он сказал, что будет интересно, и что нам понравится. Нет, мы конечно и сами это знали, но то, что он смог там проехать, вселяет надежду что и мы не застрянем.
15:07 Дорога здесь не такая раздолбанная, как на российской стороне, но тоже от идеала далека. Я бы даже сказал, ОЧЕНЬ далека. Кроме того, дорога ремонтируются, и часто попадаются временные объезды ремонтируемых и строящихся участков, отсыпанные гравием.
Едешь, слева и справа — бескрайняя степь, дорога разбита, и вдруг видишь на обочине в ста метрах лежит какой-то тюк. Что за тюк, непонятно. Подъезжаешь ближе — человек лежит. Спит. Просто спит. Тут это нормально.
16:01 Дорога на Актобе оказалась абсолютно разбита. При этом эта разбитая дорога активно перестраивается и, честно говоря, постоянные съезды с неё нас уже изрядно замучили. Если сначала эти объезды были короткими, метров по 50 — 100, и пройти их по гравию не составляло большого труда, то позднее они стали продолжительностью по километру-два и при этом стали сразу же переходить из одного в другой. И если некоторые съезды были слегка заасфальтированы сверху, то по большой части они всё-таки представляли из себя отсыпанный гравием грейдер. Причём гравий использован достаточно крупный, и при езде по нему возникает мелкая, но очень ощутимая вибрация. По опыту, от такой вибрации запросто выкручиваются даже прикипевшие болты. А уже пластик соскакивает с насиженных мест просто на раз. Приедем в Актобе — нужно будет проверить, всё ли у нас хорошо с аппаратами.
16:50 Только пересекли границу, а уже ощущается, что мы в другой стране. Встречные водители, увидев нас на скутерах, постоянно сигналят, приветствуя, машут руками. На коротких остановках подходят, интересуются, кто мы и откуда, сколько проехали, желают счастливого пути. Нет, такое конечно было и в России, но не настолько много.
18:00 Мы созвонились с ребятами из Актобе, они обещали нам помочь: подсказать, где поменять деньги, остановиться на ночь, поесть и оставить технику. И действительно, они встретили нас на въезде город и сопроводили до своей базы. По игре случая, буквально за несколько километров до точки рандеву, на раздолбанной объездной дороге я влетел в здоровенную яму, меня сильно подбросило. На самом деле ситуация была довольно серьёзная. Но опыт езды по разбитым дорогам как-то сгладил всю трагичность её, и я даже не особо обратил внимания, что корму скутера подбросило не пару десятков сантиметров над дорогой. Просто в воздухе выровнял руль, приземлился и поехал дальше. Однако при въезде в город оказалось, что на заднем колесе появилось какое-то странное биение, особенно сильно ощущающееся на малой скорости. Когда ребята привезли нас в свой гараж, я осмотрел колесо и увидел, что оно довольно ощутимо замято. Понятно, что в 5 вечера по местному времени прокатать колесо уже практически нереально, и похоже придётся нам дальше ехать так. Надеюсь, что оно выдержит. К счастью, воздух оно пока не травит, и будем надеяться, что не начнёт. Хотелось бы добраться до Байконура, а потом и до дома, и желательно — своим ходом.
20:30 Мы заселились в гостиницу, чуть-чуть поработали, чуть-чуть вздремнули, и пошли обедать/ужинать. Несмотря на то, что находимся мы в Казахстане, заведение для ужина под боком оказалось узбекское с соответствующей кухней. Поэтому на ужин был лагман, плов из баранины, по кружке местного пива, довольно неплохого кстати, и лепёшки. Еда довольна простая, но очень сытная. Сейчас мы возвращаемся в гостиницу, нужно ложиться спать. Хотя времени ещё немного, мы выезжаем в ночь и надо попытаться хоть сколько-нибудь отдохнуть.