«Какие-то 550 километров — тьфу, ерунда», — именно так мы думали, когда планировали маршрут. Проедем быстренько часов за семь, да в блог чего-нибудь запостим. Только вот вышло всё совершенно иначе.
10:49. Выезжаем из Петрозаводска — города, где искусственные неровности (они же «лежачие полицейские») по размеру меньше, чем ямы на дорогах, постоянно так и прыгающие под колёса. А больше мы здесь, признаться, ничего посмотреть и не успели. Приехали в гостиницу уже сильно заполночь, отмахав за день изрядный конец. Почти не устали, но спать хотелось дико, посему при заселении в номер — душ, и сразу баиньки. В общем, не до публикаций в блоге.
Сегодня мы рассчитываем доехать всего лишь до Вологды. Это не особо далеко — километров пятьсот пятьдесят, и если удастся остановиться в гостинице пораньше, то можно будет, наконец, опубликовать очередную порцию материала.
11:20. Из Петрозаводска в сторону Вологды поехали по какой-то местной дороге. Дорога в меру разбита, хотя встречается и свежий асфальт. Зато есть и совсем ушлёпанные участки, на которых приходится снижать скорость до восьмидесяти. Особенно напрягают повороты с внезапными ямами: входишь в такой на обычной скорости и видишь, как из-за изгиба дороги тебе под колёса несётся такой «сюрпризец»! Напрягаешься всем телом, пытаясь найти оптимальную траекторию и выставить скутер на неё. Получается не всегда (да ёма, иногда там этой оптимальной траектории просто нет — все паршивые!), и тогда удар в подвеску выходит хоть и прогнозируемым, но от этого не менее неприятным (такой удар в повороте, знаете ли, грозит срывом колёс и быстрым катапультированием на обочину).
11:34. По сторонам дороги растёт полноценный, высокий лес! Ещё вчера мы ехали по голой тундре, где и берёзка-то самая высокая была всего по колено, и сегодня видеть так много «взрослых» деревьев даже как-то необычно.
12:02. Дорога проходит вдоль берега большого водоёма и посему сильно петляет. Однако в чудо современной инженерии — навигатор — дорога внесена как прямая, а потому он зачастую считает, что мы отклонились от маршрута и предлагает, развернувшись назад и проехав километров 10 в обратном направлении, «встать на путь истинный». Указания сии мы игнорируем и, имея уже некоторый опыт общения с данным устройством, вполне успешно ориентируемся в окружающем пространстве.
12:20. Асфальт, какой бы плохой он ни был, внезапно закончился, и начался грунтовый, посыпанный щебнем грейдер. Конечно, под Мурманском грунтов мы уже отведали немало, так что к такой фигне как бы привычные, но сейчас всё-таки хотелось бы ехать по нормальной дороге. Интересно, далеко ли оно тянется…
12:46. Грейдер всё никак не заканчивается, лишь изредка — в населённых пунктах — сменяясь асфальтом, но потом неизменно возвращаясь к нам снова. Из Карелии въезжаем в Ленинградскую область, где на дорогу пожалели даже щебня, и тут идёт просто лесная грунтовка. Через некоторое время, правда, привычный грейдер с камнями возвращается, но на сей раз асфальтом нас не балуют даже в сёлах. Причём, если в Карелии дорога была хотя бы более-менее ровной, то здесь всё чаще и чаще появляются немалых размеров ямы.
13:11. «Зачем нам с собой паяльник, зачем нам термоусадки…» — именно это я слышал в гараже, когда собирались в дорогу. Мол, в этот-то раз паять уж точно будет нечего. Ага, ЩАС!
Уже некоторое время Декстор рапортует по рации, что его скутер странно дёргается на кочках. И вот сейчас — после очередного толчка — он просто заглох и уже не завёлся. Остановились, полезли искать причину. Недолгие поиски, и выясняется, что от тряски переело и переломило очередной провод — на этот раз идущий к катушке зажигания. Поломка плёвая, провод срастили скруткой. Хотя традиция, вообще, странная: как только мы в автономной поездке заезжаем в какую-нибудь глушь, где и машина-то раз в два часа проедет, так обязательно на Скайвее крякнет какая-нибудь мелочь из электрики системы питания.
13:17. Навител показывает, что до очередной развязки около семи километров, и мы надеемся, что это всё-таки уже конец грейдера. Впрочем, мы проехали тут уже не одну развязку (по версии Навитела), а грейдер как был с нами, так и остался. Но надеяться-то никто не мешает…
13:43. Очередная развилка оказалась не последней для грунтовки, и навигатор проложил путь дальше. Зато через полдесятка километров от неё дорога вошла в село и внезапно упёрлась в реку Свирь. Тут оказалась паромная переправа. К счастью, расписание парома таково, что ожидать нам его всего 20 минут. За это время как раз можно отдохнуть и, быть может, даже перекусить. Судя по карте, на той стороне реки — крупный населённый пункт, и надежда на то, что уж там-то дорога станет асфальтированной, греет наши сердца.
14:00. Судя по расписанию, время отправки парома уже подошло, а он всё ещё стоит под парами на погрузке на том берегу. Стоим, ждём, трескаем привезённую с собой из Сегежи выпечку.
14:11. Баржа-паром, ведомая буксиром, благополучно отошла от противоположного берега. Интересно, сколько он на этом берегу будет стоять под погрузкой перед тем как отправиться.
14:22. Паром буквально за пять минут пересёк реку, минуты за четыре полностью разгрузился и ещё за столько же вобрал в себя всех желающих перебраться с этого берега на противоположный. Отчаливаем.
14:29. Ещё пять минут, и мы на другом берегу реки. Здесь цивилизация уже заметнее, и наконец-то начался асфальт. Качество его, правда, аховое — сплошные ямы, но это уже, по крайней мере, не грунтово-щебёночный грейдер.
14:37. @#$%ий *&^%$#$ый $#^%ц! Только стоило сказать в диктофон, что начался асфальт, как мы проезжаем развилку и пожалуйста — вот он, ваш любимый грейдер — подавитесь! Слов не хватает! Вернее, хватает, но все они непечатные.
Мимо пылят машины, которые были с нами на пароме. Кто-то обгоняет, кто-то плетётся позади, но едет большинство именно в этом направлении. За каждой из машин (да и за нами тоже) — неслабый столб пыли. Хорошенькие дорожки тут у них в Ленинградской области! Причём, ладно бы был нормальный грейдер, так ведь нет — грунтовка с огромным количеством ям, от души, но при этом лишь местами, посыпанная щебнем размером от коробка спичек до здорового кулака. Едешь и только и успеваешь следить, как бы не залететь в яму да не въехать в такой, с позволения сказать, «камушек».
Навител через 9 километров рисует очередную развилку, и если и она окажется ещё не концом этого кошмара, то я даже не знаю, ЧТО мы будем предпринимать. /Мысли вслух: Что предпринимать, что предпринимать… ДАЛЬШЕ ЕХАТЬ, @#$%^, будем! Как будто варианты есть…/
15:03. Да! Да, да, ДА! Это асфальт! Наконец-то! Благословенный, твёрдый асфальт! Пусть даже щербатый и с ямами, но по нему уже можно нормально ехать. Как жы мы по тебе скучали…
На перекрёстке асфальта и грунтовки стоит расстрелянный знак «Петрозаводск — направо 150 км». Кто ж мог знать сегодня, когда мы выезжали оттуда, что нам придётся отмахать такой здоровый кусок (сколько там получилось? 50 километров? 70? 100?) по грунтам…
15:13. »Сиськи 10 км». И сразу за этим знаком («Неровная дорога» на самом деле, но в народе обозван тем, что на нём изображено ) начинается что? Правильно, ГРЕЙДЕР! Недолго ж нам пришлось наслаждаться пусть и разбитым, но всё же асфальтом. Причём этот грейдер своим «качеством», пожалуй, переплюнул все предыдущие. Здоровые булыжники на нём валяются прямо кучами, да и ямы постоянно перебегают дорогу. Остаётся надеяться лишь на то, что он действительно закончится через 10 километров, а не продолжится дальше. В конце концов, этот кошмар тянется уже через три региона: через Карелию, Ленинградскую область и сейчас, по Вологодской области, границу которой мы пересекли минут 20 назад.
15:41. Знак не соврал: грунт закончился через 10 километров, и снова начался асфальт. Однако, пока прыгали по этим кочкам, я заметил, что со стороны моего кофра идёт странный звук: этакое металлическое постукивание-побрякивание-поскрёбывание. «Нет, только не это! Опять крепление кофра на кочках лопнуло! И ведь не нагружал его почти. Вот где сейчас в такой глуши сварщика искать?» — все эти мысли, встряхиваемые и перемешиваемые в голове прыганьем по грейдеру, не давали покоя несколько километров. Однако после выезда на асфальт, остановки и осмотра оказалось, что всего-навсего прослабла пара болтов, крепящих багажник к раме. «Фухх, обошлось…» Затянули, убедились, что звуки исчезли, и поскакали дальше. Однако сильно же трясло, если прикипевшие почти намертво болты начали выкручиваться с насиженных мест. И актуальный на текущий момент вопрос: сколько ещё таких грейдеров подготовлено сегодня для нашего посещения?
16:52. Асфальт-грунтовка-асфальт-грунтовка-грунтовка-грунтовка-асфальт-грунтовка-асфальт… Я уже и забыл, как выглядит нормальная дорога, по которой можно просто ехать, не заморачиваясь тем, через сколько километров опять придётся глотать пыль на грейдере. Плюс ко всему, где-то на выезде из Карелии мы заправились на богом забытой сельской колонке чем-то, лишь отдалённо похожим на бензин, и сейчас скутер крайне неадекватно реагирует на работу ручкой газа — начинает тормозить двигателем там, где делать этого не должен. Выжигаем остатки этого @#$%ща в баках, чтобы, если будет нормальная заправка, залить новое топливо на ней, ну а если не будет, то из канистры — благо, она полная.
18:21. Выжгли до донышка ту дрянь, которую залили в прошлый раз. Остановились, заправились ТНКшным бензином из канистры. Часть симптомов, беспокоивших последние несколько десятков километров, пропала, часть — осталась. Надо бы ещё выкрутить свечу и проинспектировать её состояние. У Декстора, когда искали причину поломки, свеча выглядела жутковато. А ведь он тогда проехал на дрянном бензине гораздо меньше, чем я.
19:44. Так и оказалось… Заехали на заправку, залили бензин выкрутили у меня свечу… Мама дорогая! Как, КАК здесь вообще могла быть хоть какая-то искра?! Свеча заросла налётом и отложениями, как тундра мохом, и напоминала не высокотехнологичное изделие, а скорее, обломок кораллового рифа. Поменять было не на что (запасную использовали в прошлый раз), так что вкрутили ту, что изъяли у Дексора, предварительно почистив спиртом, насколько было возможно. Толку от такой замены конечно немного, но стало хотя бы чуть-чуть получше. До Вологды (да и до Кирова наверное) дотянуть можно.
После всего вышеописанного последние 100 километров до Вологды проехали быстро и незаметно, без приключений. В город въезжали уже в сумерках (да, это не Север, тут после девяти в августе уже темнеет). В навигаторе в качестве пункта назначения поставили первую попавшуюся пиццерию (весь день ничего, кроме выпечки, не ели. Да и той было немного), и уже пока обедали/ужинали, на улице стемнело окончательно. Вот вам и «остановиться пораньше»…
Ситуация дополнительно усложнялась тем, что поиски мотеля или гостиницы через интернет успехом не увенчались. Город ни разу не туристический, и гостиничных услуг — раз-два, и обчёлся. Приняли «героическое» решение ехать дальше (новый пункт назначения — Тотьма), и если какой мотель на трассе углядим — вставать, не раздумывая. К счастью, далеко ездить не пришлось, и уже на выезде из города была обнаружена гостиница (чертёртый этаж офисного здания) с охраняемой стоянкой. Номер стоил всего 1200, но, признаться, и сервис оказался соответствующий. Обшарпанная обстановка, душ и туалет — один на блок (в блоке 2 номера) и чистоты такой, что желания вымыться после дороги совсем не возникло. Что ж, может хотя бы это подтолкнёт нас завтра выехать пораньше. До Кирова — 850 километров дорог неизвестного качества (глубинка Вологодской и Костромской областей — ой-ё…) — это вам не по М-18 на Кольском рассекать. А домой хочется приехать уже завтра, и желательно не после поуночи.