Юрья-3 — база РВСН. Воскресный геокешинг.

Автор: rom-mak          

Поездка: Юрья-3

Период: 03.07.2011 11:00 - 03.07.2011 20:00 (GMT+4)

Этот тайник манил нас давно (собственно, недели полторы :)) — с того самого момента, как мы его увидели на карте. Брошенная военная часть, да не простая, а ракетная — сразу захотелось съездить и облазить всё, что можно. Однако руки (или может колёса?) всё никак не доходили: в прошлые выходные мы ездили в каменоломни в Коми и там после дождя успешно застряли со скутерами в овраге, а в будний день вечером ехать — как-то далековато — тайник может и успели бы найти, а вот побродить по территории — вряд ли. В общем, выбрались только теперь.

На самом деле, поехали мы в Юрью-3 днём раньше — в субботу. На картах туда ведут две дороги: одна через Юрью, вторая — через Слободской. Бить подвеску до Слободского (да и после него) не хотелось совершенно, так что двинули через Юрью. Собственно, тут и писать особо нечего: дорога ровная, скорость высокая, обгоны дерзкие. После поворота на Юрью в субботу на трассе вообще почти никого нет, так что просто едешь, слушаешь музыку, наслаждаешься окружающими пейзажами и холмистой местностью, по которой то летишь с горки, то поднимаешься вверх.

После Юрьи, однако, обстановка резко поменялась. Асфальт стал абсолютно разбитым (а в качестве насмешки на нём попадались участки абсолютно ровного нового полотна: только разогнался, и сразу рррраз, и в яму колесом — участок закончился), по сторонам — военчасти, а дорога вообще проходит через блокпост. С одной обочины — Военная Автоинспекция, с другой — Военный Комиссариат. Ещё дальше — пожарная часть, какие-то тренировочные площадки, бетонные блоки в красно-белую полоску по обочинам… И никакого движения. По дороге, в смысле. Ну то есть вообще, совсем. Ни одной машины, ни попутной, ни встречной. По сторонам только лес, железная дорога иногда проглядывает, да беседки и раскрашенные бетонные блоки у отворотов на лесные песчаные дороги.

Закончилась дорога вполне закономерно, в жанре всего увиденного: шлагбаумом, её перегородившим, караулкой, рядом с ним расположенной, да часовыми, убедительно намекнувшими, что дальше без пропуска не проехать. Так и пришлось в тот день возвращаться несолоно хлебавши. Декстор, между прочим, на обратном пути, чуть не уснув на прямой и, по его словам, монотонной дороге от Юрьи, дерзко прервал вызовом по гарнитуре играющую у меня музыку и потребовал, чтобы я немедленно развлёк его беседой. Иначе де, он сейчас прямо тут, на скутере, не снижая скорости и покемарит чуток. Пришлось развлекать до самого Кирова :).

1

На следующий день двинули уже через Слободской. Дорога до него подразбита уже довольно сильно. Местами — так вообще как после бомбёжки. Два раза воспользовались излюбленным приёмом — обгоном по обочине. Полосы узкие, фура по ямам ползёт 30-40 км/час, слева не обойти — то сплошная, то встречка. А хвост уже собирается громадный. Обочина там, правда, посыпана мелким гравием и имеет небольшой уклон в сторону кювета, так что по неопытности можно и улететь на скорости, но нас пока вроде бог миловал :). Под Слободским заправляемся, ставим навигатор и едем дальше. Кстати, изначально я вообще не планировал описывать эту покатушку в блоге, поэтому и трекером специально не озаботились. Однако навигатор по умолчанию пишет трек всегда, когда включен, так что хотя бы кусочек (зато основной — от Слободского до самой в/ч) наших шараханий на карте увидеть можно.

Сразу за городом (а если честно, то вообще в самом Слободском) начался в хлам разбитый асфальт. Временами трясло так, что создавалось ощущение, что скутер сейчас развалится прямо под тобой. Да ещё в яму побольше нет-нет, да и влетишь. Ну и, как обычно, всё это иногда бывает закатано в новый асфальт, по которому только разгонишься… Впрочем, километров через пять стало чуть полегче, трясучка стала поменьше, скорость подросла. А ещё через какое-то время стало возможно вообще разогнаться до крейсерских 110-120. Правда, при этом приходилось ну ОЧЕНЬ внимательно смотреть вперёд, чтобы успеть заметить и объехать особо большие ямы — есть у них обыкновение появляться абсолютно ВНЕЗАПНО.

Через 20 километров от Слободского повернули налево, на дорогу местного значения, по которой, по уверениям Навитела, нам нужно было проехать ещё 15 км. Тут с ямами стало уже интереснее: они попадались в самых неожиданных местах и имели самый разный размер и глубину. Зато встречки нет вообще, так что получился настоящий слалом среди ям. Штраф за промашку — удар по подвеске. Но ехать забавно :). Главное — если не успеваешь сообразить, как объехать, — успеть оттормозиться, чтоб не влететь в колдобину на всём скаку. Размер ям тут такой, что с налёту не перепрыгнешь, только колёса на дороге оставишь. Так и занимались слаломом до самой Лекмы, где асфальт оборвался как-то сразу и вдруг и перешёл в довольно широкую песчаную грунтовку. А через 1,5 километра грунтовка раздвоилась…

Извечный вопрос: куда ехать. Проконсультировались с навигатором. «Прямо пойдёшь — большой круг пройдёшь, налево пойдёшь — в #%^* (в глубоко, в общем) попадёшь, а направо пойдёшь — 5 метров пройдёшь (аккурат до леса, потому как нет направо дороги, только налево да прямо)», — молвил он почти человечьим голосом и построил маршрут налево. «Вот ведь Навител, какие дороги знает, — подумали мы, — молодец какой», — и двинули налево. Гуглоснимки со спутника, к слову, тоже давали надежду, что проехать тут вполне можно. Да и мотобайкеры мы, в конце концов, или где? Побуксовав от души в песке на съезде на левую (во всех отношениях, ага :)) дорогу, догадались выехать на обочину и дальше ехать по ней. Проезжей она, правда, была недолго, но и толщина песка на дороге заметно уменьшилась. Оптимизма добавляло и то, что, пока мы стояли и размышляли, куда лучше ехать, мимо нас сюда повернули аж две машины. Обычные, не внедорожники.

4

Их-то мы и встретили примерно через полкилометра стоящими в тени на обочине. А вокруг — луга, сенокос в самом разгаре. На нас поглядывают странно, но продолжают работать — сено само в стога не скидается :). Собственно, как только луга закончились и начался лес, дорога из утоптанной грунтовки быстро превратилась в лесной «говномес». Впрочем, стоящая уже продолжительное время жара подсушила лужи, и мы спокойно объезжали их сбоку по сухому. Объезжали-объезжали, лихо пролетая по узеньким высохшим местам, да на очередной луже и приехали… Обычная с виду поверхность, перекрывает всю дорогу, захватывая и обочины — сбоку не объехать. По центру — пара колей от легковушки, лезть в них не хочется, они глубокие и узкие, можно словить расколбас на высохших краях и свалиться. Вот и решил я форсировать по «целине». «А чо, высохло же всё!» — с этой мыслью я выжал газ и рванул по правой части «высохшей» «лужи». Фшшшшуууухххх… Представляете, как тело, съехав с горки в аквапарке, входит в воду, поднимая тучу брызг и гася скорость? Вот и тут получилось так же. Только разница в том, что тело потом, весело отфыркиваясь, выбирается из воды, а скутер, пробив колею и слегка разбрызгав по сторонам ни разу не высохшую грязь консистенцией погуще сметаны, преспокойно уселся брюхом (двигателем, облицовкой и прочим) на эту самую грязь прямо посреди «лужи» и остался в ней сидеть, весело крутя задним колесом в колее. Приплыли. Причём, можно сказать, буквально.

1

Итак, мы в очередной раз забрались в глушь и, вместо того, чтобы наслаждаться природой, нашли себе грязную лужу и теперь вынуждены ковыряться в ней. Скутер сидит прочно — ни вперёд, ни назад. Газовать бесполезно — колесо просто крутится в колее, поднимая со дна мутную жижу, уже начавшую сочиться из грунта. Ладно хоть второй не засадили! И вроде делов-то — дёрнуть как следует, а нечем! Верёвку в этот раз, решив, что по пещерам шарахаться вроде не будем, оставили «на базе» — в гараже. А как бы сейчас привязать застрявший аппарат за консоль заднего колеса к тому, что остался «на свободе», дёрнуть с наката и горя не знать… Задним умом крепки, что есть, то есть.

Из ситуации, однако, надо как-то выбираться. В ход пошли самые безумные идеи с использованием всего, что есть под рукой. В этот раз под рукой оказался примерно трёхметровый кусок 1,5-миллиметрового медного провода в изоляции, который было решено использовать в качестве верёвки. Ну а что, провод толстенный, сердцевина металлическая… Нужно ли говорить, что после привязывания к консоли не потребовалось даже пытаться вытянуть застрявший аппарат другим скутером — я порвал провод просто руками, потянув за него хорошенько.

Что ж, не получилось так — попробуем по-другому. Ещё когда-то давно, когда была потребность добуксировать один скутер с помощью другого, мы использовали для этого импровизированную жёсткую сцепку из какой-то попавшейся под руку жердины. Решили вернуться к этому опыту и сейчас. Ничего подходящего из уже готовых сухих веток в округе конечно не нашлось (неудивительно, нужна была длина немалая, ди прочность такая же), поэтому пришлось, скрепя сердце и всячески себя ругая (а что делать, выбираться-то нужно), спилить (пародия на зубья пилы на малой лопате оказалась не так уж и бесполезна) один из стволов молодой осины, в изобилии растущей вокруг. Ствол этот после очистки от лишних веток был покрепче привязан остатками провода к консоли застрявшего скутера и к спойлеру-рукояткам второго («тягача») так, чтобы нагрузка распределялась как можно равномернее и при этом осина не выскакивала бы из петель-»захватов». И действительно, когда завели тягач и плавно потянули, такое крепление просело, но заклинилось и вполне держало нагрузку. Только вот толку от этого оказалось немного — мощности «тягача» не хватало, чтобы, плавно трогаясь, вытянуть «пленника» из трясины. Что ж, не хочет плавно — попробуем с рывка! Откат, газ, рывок! Чувствительный «дёрг» назад — это натянулась импровизированная сцепка, застрявший скутер подаётся из грязи… И многострадальный провод всё же не выдерживает и рвётся. Ну что за невезуха!.. Этот провод — самое прочное, что у нас было из «вязок».

От безысходности начинаем отрабатывать самые безумные идеи, способные прийти в голову. Одна из них — просунуть осину, раз уж она есть, в колесо, надломить её там и тянуть вдвоём за оба конца. Попробовали просунуть в заднее — облом: нижняя часть колеса сидит в колее, а в средней — картер двигателя мешается. Не хочет в заднее — протолкнём в переднее. Ценность сей идеи, правда, вызывала большие сомнения, потому как назад-то тащили бы по пробитой уже колее, а вперёд — по нетронутой густой грязи. Впрочем, на деле всё оказалось не так плохо: после приложения некоторых (довольно существенных, между прочим) усилий скутер стронулся с места и пополз потихоньку вперёд. Засада поджидала в другом: как только туша нашего «грязевого лайнера» вышла с насиженного места, он стал заваливаться набок. Нас двое, оба тянем на пределе сил, удержать аппарат в прямом положении некому. Как только я отпускаю конец палки и иду поправить скутер, он снова сползает в свою уютную насиженную ямку. А в одиночку (чтоб один тянул, а другой держал ровно) его не вытянуть — сил не хватает.

Решение пришло неожиданно: один тянет, заклинив изломанную уже палку в колесе, а другой газует. Что, переднее колесо так не крутится? Да и шут с ним, поработает лыжей! Удивительно, но именно вот так, в несколько приёмов да с раскачки и с перегазовками мы всё же умудрились вытащить аппарат из этой засады. Ощущение было… Ну полного счастья! А ведь мы до тайника ещё и близко не доехали! Обратно через эту лужу, кстати, я совершенно спокойно и без напрягов проехал по одной из колей.

После такой засады дальше по этой дороге решили не соваться, рассудив, что лучше объехать далеко и сделать крюк (до искомого места вела ещё и та дорога, что на развилке уходила прямо), чем сесть вот так ещё пару раз. Так что, выхлебав немеряно воды, слегка передохнув (пока вытаскивали, умотались как кони на бегах) и отчистив шлемы и ещё кое-какую экипировку от грязи (всё это было неудачно оставлено на обочине, и когда при вытаскивании скутера я газовал, грязь с колеса летела куда? Правильно, на лежащие — довольно далеко, кстати — вещи), мы тронулись назад к развилке, благо, далеко от неё отъехать не успели. Как потом показала практика, решение было верное.

И вот, снова песчаная грунтовка. На сей раз широкая — двум грузовикам разъехаться — и посыпанная мелким щебнем. Ямы есть конечно — грунтовка же, но все они плавные и подвеску не бьют, просто плавно нагружают. На щебне, однако, потряхивает, да и колёса ведут себя на нём нестабильно, так что существенная доля экстрима присутствует — затормози излишне резко, пытаясь отвернуть от ямы — и тут же ляжешь боком на мелкие острые камни. Впрочем, приспосабливаемся быстро, и даже Декстор, со всей его нелюбовью к грунтовкам, выдерживает темп движения за 40 км/ч. Правда, он для этого идёт сзади меня и успевает аккуратно оттормаживаться перед теми ямами, в которые я таки влетаю, но ценой тому — езда в шлейфе пыли, которую я поднимаю :).

Пятнадцать километров грунта проходим чуть меньше чем за полчаса и выезжаем на бетонку. Для тех, кто не в курсе: это такая «дорога», образованная положенными встык бетонными плитами. А в кавычки слово «дорога» я взял потому, что ехать по ней обычно ну очень некомфортно. Плиты со временем имеют свойство разрушаться, стыки расширяются, и трясёт на них так, как на хороших ямах. Военные их очень любят: строится такая дорога быстро, нагрузки держит большие, а комфорт… Что это? «Солдат должен стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». Впрочем, долго мучиться не приходится: буквально через 300 метров поворачиваем направо (впрочем, тоже на бетонку, только более разбитую и перемежающуюся с участками грунтовки без покрытия), проезжаем ещё два с небольшим километра, и вот они, ворота в расположение в/ч 14089 (41 площадка, 107 Свирско-Печенгский ракетный полк). Впрочем, «ворота» — это очень громко сказано. Посреди дороги лежит здоровая покрышка (вроде от «Урала»), на ней поперёк — бревно, а перед бревном — кирпич (какой-то неведомый юморист явно намекал на одноимённый дорожный знак :D). Нам, впрочем, сия конструкция — не помеха, и объехав её по сторонам, оказываемся на территории бывшей военчасти.

Ну что тут описывать? Кругом — разруха и запустение. Собственно, военные, когда уходили отсюда, вдоволь позабавились со взрывчаткой, и всё, что можно было взорвать, взорвали. Так что от казарм и «административных» зданий остались, в основном, только скелеты. Зато ангары, в которых стояли на боевом дежурстве ракетные комплексы, уцелели. Ещё бы: толстенные бетонные купола-перекрытия, засыпанные грунтом, так просто не взорвёшь — они проектировались как раз с расчётом на то, чтобы взрывам противостоять. Так что в них что-то просто выжгли изнутри, дверные проёмы заложили кирпичом, да так и оставили. Впрочем, кирпич не стал преградой для побывавших там за эти годы мародёров и прочих «искателей приключений», так что бОльшая часть свежей кладки развалена, а в помещениях (темно, хоть глаз коли — бетонные коробки ведь, да ещё под слоем грунта. Я прикола ради, оставшись один, выключил фонарь — чернота абсолютная) по полу кое-где равномерно разбросан хлам, на который никто не позарился.

Припарковавшись в одном из ангаров (из-за разницы в освещённости скутеры в нём с улицы с 50-100 метров и не увидишь, если не знать, что искать), пошли искать тайник (за ним и приехали, в конце концов) ну и вообще побродить по окрестностям. Тайник нашли быстро (ориентир там хороший, годный), произвели рокировку ништяков, оставили всё лишнее в скутерах и полезли осматривать близлежащие строения. Побродили по ангарам, забрели в гараж, совмещённый с энергоблоком. Лестница на второй этаж (надпись над дверью: «Энергоблок №2″) оказалась демонтирована, однако, пока бродили по территории, мы видели уже несколько кустарно сбитых приставных деревянных лестниц. Одной из них, найденной неподалёку, мы и воспользовались, чтобы забраться наверх. Ничего интересного там, правда, не оказалось, зато не пришлось жалеть, что куда-то не пролезли :).

Вот так вот, погуляв по территории пару часов, мы оделись и отправились в обратный путь. Однако бетонка, на которую мы выехали с грунта, и которая после поворота на Площадку 41 шла куда-то дальше, не давала покоя. Тем более, что яндекс-карты (в полной солидарности с Навителом) убеждали нас, что она выходит в итоге на лесную дорогу, на которой мы вытаскивали скутер из грязи и по которой не поехали дальше. Дорога эта была вдвое короче той, что привела нас сюда, да и ехать по бетонке, пусть и трясучей, можно было гораздо быстрее, чем по грунтовке со щебнем, так что мы решили поехать не налево, а направо. Ничего особо путного из этого в конечном счёте не вышло, но хоть прокатились.

Пока ехали, проскочили Юрью-3 (пос. Октябрьский) — военный городок для офицерского состава (4 типовых пятиэтажки, школа, детсад, поликлиника и клуб). Сейчас это место заброшено, но, по официальной информации, охраняется, так что, проехав до места, где проезд перекрыт (запугивающих табличек типа «Стой! объект под охраной!» там довольно много), постояли, посмотрели и поехали дальше. В итоге выехали на странное кольцо, образованное грунтовой дорогой, под которой угадывается всё та же бетонка, идущей вокруг «острова» с лесом. Если верить картам и спутниковым снимкам, нужная нам дорога должна была выходить с противоположной нашему въезду стороны кольца, однако в том месте обнаружилась лишь основательно заросшая просека. Пришлось возвращаться обратно. Уже дома, рассмотрев как следует викимапию и гуглоснимки, узнали, что странное «кольцо» — бывшая «Площадка 16″, ликвидированная ещё в далёком 1988-м году. Так что неудивительно, что лесные дороги (при детальном рассмотрении на гуглоснимках, кстати, видно, что таких дорог вокруг было много, но сейчас они уже все заросли молодым лесом) давно стали непроезжими. Странно только, что навигатор пытается по ним вести… Видимо, помнит все дороги, построенные когда-либо человечеством, и считает их до сих пор действующими :D.

Двинулись по бетонке обратно, а впереди — тёмное небо. Нехорошие предчувствия стали закрадываться в душу… Солнце, пока мы слонялись по территории бывшей в/ч, плавно ушло за облака. Ехать стало, безусловно, легче: нет палящей жары, да и ямы в ровном освещении видно гораздо лучше, чем в рябых контрастных тенях от листвы. Только вот нам ведь ещё по грунту 1,5 десятка километров пилить! А в дождь по нему ехать — занятие не самое приятное — у нас далеко не внедорожники. И тут наши предчувствия развеялись… Ну как развеялись… Они просто перестали быть предчувствиями — впереди полыхнула молния! Ехать нам под дождём и по грязи…

Однако к тому моменту, как мы подъехали к грунтовке, гроза отошла куда-то в сторону, и на нас так и не упало ни одной капли. Дорога, кстати, тоже была сухая, так что Декстору снова досталась вся пыль из-под впередиидущего меня. При выезде на асфальт его скутер имел чудный камуфляжный окрас типа «пустыня». Сам Декстор, впрочем, имел тот же окрас и смотрелся, в свете этого, на своём аппарате вполне гармонично :D.

Не обошлось и без жертв: ещё на пути туда нежная японская техника, не выдержав суровой российской реальности, сказала «ой», и кусок бокового пластика, потеряв в неравном бою с ухабами одно крепление, выскочил из пазов и жалобно повис. Ещё в ангаре, где мы припарковались, он был подвязан куском провода (да-да, того самого, за который скутер тянули) и благополучно прошёл с ним весь грунт. Однако на сей раз обломилось другое крепление, и уже весь задний пластик, сказав «ой», повис ещё более жалобно. Очевидно было, что предстоящих километров по разбитому асфальту он в таком состоянии ну никак не выдержит. В ход пошли резинки с крючками (уж они-то с собой всегда), с помощью которых (при участии недюжинной смекалки и «какой-то там матери») пластик был поставлен на место и притянут к раме, чтобы больше не пытался сбежать, в каком состоянии и проехал всю обратную дорогу.

Асфальт с его ямами на пути назад проходили уже быстро — после грунта «слалом» на ровном асфальте, где можно нормально пользоваться тормозами, показался цветочками. А когда вышли на 20-километровый участок до Слободского, и вовсе втопили, сбросив скорость только перед городом, где ехать стало совсем уж невозможно. Пластик, как следует притянутый резинками, кстати, на всех ямах чувствовал себя прекрасно (может так и оставить? А что, вполне стильно :D)). Проезжаем Слободской, 30 километров до Кирова, и вот мы дома — уставшие, грязные как черти, но полные впечатлений и довольные :).

 

P.S. Поскольку писать об этой поездке я, в общем-то, не планировал, фотографировали немного и в основном «для себя». Так что сорри, выкладываю всё что есть. В следующие разы постараюсь делать больше фото, а может и видео чуток. Честно-честно.

« Комфортный отдых, или почём... Наш путь - на север, в заполярье »
23