День выдался пасмурный. Поздно вечером мы приехали в мотель по дождю, и, хотя к утру он уже закончился, небо было затянуто тучами. Впрочем, по такой погоде едется даже лучше, чем под палящим солнцем, так что мы были совсем не против. Впрочем, дождь скоро начался опять (хоть и не такой сильный), и мы всю дорогу везли его с собой, привезя в итоге в Киров полноценный ливень .
Итак, проснувшись, позавтракав чаем с блинами (полагавшимися постояльцам бесплатно), долив масло и проложив в навигаторах маршрут, мы двинулись в последний день обратного пути. Ехать в Киров решили не напрямую через Нижний, а сделать крюк через Чебоксары и Йошкар-Олу. Логикой руководствовались простой: И от Нижнего, и от Чебоксар мы до Кирова уже ездили, от Чебоксар дорога понравилась намного больше — она шире, ровнее, и на ней совсем небольшой траффик — нет проблем с обгонами. При этом до самих Чебоксар идёт федералка М7, так что до них-то рассчитывали долететь быстро. Знали б, как оно будет на деле — поехали бы прямо.
Начнём с того, что через город (Н. Новгород) мы не поехали: Навител увёл нас ещё с трассы вправо — туда же, куда отправлял и дорожный указатель. «О, объездная, не придётся толкаться в городе в пробках!» — обрадовались мы и рванули по ней. А там такая объездная… Узенькая дорога — по одной полосе в каждом направлении — извилистая и забитая грузовиками. В общем, плетись в потоке и об обгонах даже не думай. Ко всему прочему ещё и дождь пошёл, да не крупный, а мелкий, оставляющий морось на визоре и смачивающий, но не смывающий грязь на дороге, из-за чего та становится похожей на каток, и любая ошибка в управлении может дорого обойтись.
И зачем поехали по «объездной»?.. M7 проходит непосредственно через город, сложных развязок там нет — пилили бы по ней. С другой стороны, тогда бы мы не проехали мимо «небольшого» нефтеперерабатывающего заводика «Лукойла» с пугающими надписями на бетонном заборе. «Объект оборудован техническими средствами защиты» — каково? Так и представляется, как незадачливый нарушитель попадает под прицел этих самых «технических средств защиты», ага. Впрочем, судя по тому, что на другую надпись «Ближе 6 метров не стоять» никто особо внимания не обращает, паркуясь прямо под ней, надписи остаются лишь надписями.
Ближе к выезду с объездной на М7 на перекрёстке образовывается пробка. Стоять желания нет, и выручает правая обочина — ррраз, и мы уже у светофора. Такой способ проезда будет использован ещё не раз. Сразу после выезда на федералку наслаждаемся широкой дорогой и ровным асфальтом, но продолжается такое счастье недолго. Нет, асфальт по-прежнему остаётся ровным, а вот ширина… Количество полос уменьшается до двух, и мы постепенно понимаем, что ничего тут в плане времени не выиграем. По трассе идёт много фур, и обогнать их в таких условиях абсолютно нереально.
Впрочем, скоро появляются обгонные полосы, дорога становится трёхрядной (как питерская М10), только вот участки для обгона довольно короткие — меньше километра, и водители фур, уставшие ехать за кем-то, стоящим перед ними, тоже спешат занять появившуюся полосу. А поскольку времени фуре на обгон нужно значительно больше, чем нам (обычно как раз обгон одной фуры другой занимает весь недлинный отведённый для этого кусок), иногда остаёмся «с носом». Ширина полос небольшая, дорога — с хоть и не крутыми, но изгибами, обгонные полосы открываются в основном при подъёме в гору, и всё внимание направлено на то, чтобы удержать скутер на траектории движения. Шшшуххх — что то пролетает мимо в каком-то метре — это встречная фура, разогнавшись под горку, прижалась к сплошной линии разметки — ей тоже нужно удерживаться на траектории, да ещё и разогнаться перед подъёмом. На такое уже просто не обращаешь внимания — асфальт ровный, траектории движения просчитаны, и знаешь, что всегда можешь сманеврировать, уходя от возможного столкновения или касания. В Кировской области по колеям я, например, уже не рискую ездить так близко к встречке, держась с левой стороны полосы — «волны» на асфальте, как продольные, так и поперечные, вносят свою долю непредсказуемости, и тут уже не просчитаешь, чем может закончиться неожиданный манёвр в непосредственной близости от фуры, проносящейся мимо тебя на скорости (суммарной) за 200 км/ч.
Через какое-то время три полосы переходят в полноценные четыре, и ехать становится легче, потом снова в две — обгоны опять закрываются, а потом на нашей полосе медленно, но верно выстраивается пробка. Машины набиваются в плотный поток, который едет сначала 80, потом 70, 60, 40 км/ч… Через какое-то время движение совсем замедляется, становится дёрганым, а живая «змея» из автомобилей теряется где-то за горизонтом. Особо дерзкие, пока поток ещё движется, совершают головокружительные обгоны через сплошную, едва разъезжаясь со встречкой. Для чего, зачем? Чтобы, рискнув несколько раз своей и чужой жизнью, встать на 5 фур ближе к началу этой пробки? Не понимаю таких. Сами мы налево не лезем, а вот обочина…
Она манит своей незанятостью, утоптанным грунтом и возможностью ехать, а не стоять. В какой-то момент дёргаться в общем потоке надоедает, и мы таки берём правее. 40-50 км/ч ехать там вполне удаётся даже на нашей совсем не предназначенной для грунта (да ещё влажного) резине. Несколько мешают обломки досок, веток и ямы с водой, но навык уже более-менее прокачан, так что уверенно двигаемся вперёд, обгоняя медленно ползущий поток. Довольно скоро, кстати, оставляем позади и любителей рискованных обгонов — они едут со всеми, продвинувшись вперёд совсем чуть. Несколько минут движения таким образом, и становится видна причина пробки — наполовину ушедшая в кювет фура. Повреждений особых вроде нет, пострадавших — тоже. Пробка заканчивается — можно нормально ехать дальше.
Бензин в баках уже на исходе, а заправок, вызывающих доверие, всё нет и нет, только «АЗС № __». Через пару десятков километров выбора уже не остаётся, и останавливаемся на той, что есть. Впрочем, заправка оказалась более-менее нормальной, и на ней мы не только залили полные баки, но и пообедали в прилегающем кафе. Обед, правда, как на вкус, так и по качеству был так себе, но это ведь был ПОСЛЕДНИЙ день пути, и такие мелочи, как вкус блюд на обеде (равно как и вообще его наличие) волновали уже не слишком сильно.
В пути уже 4 часа (не считая обеда), а проехали всего 250 километров! Вот это сэкономили время так сэкономили! А начиная отсюда, и почти до Чебоксар, мы имели возможность «насладиться» ездой по ремонтируемой дороге. Свежеположенный асфальт, перемежающийся (само собой, с образованием характерных «лесенок», на которых легко можно оставить подвеску или погнуть диск) с участками старого разбитого дорожного полотна, внезапные глубокие ямы и трещины, вылетающая из закрытого поворота встречка (ну ещё бы, разметку-то пока не нанесли, можно обгонять без риска быть лишённым прав) — всё это было. Поэтому мы с облегчением вздохнули, когда наконец трасса опять стала четырёхполосной. Весь траффик с неё как-то постепенно исчез, и мы могли почти лететь (с учётом нашей невеликой крейсерской скорости конечно ) в правом ряду, изредка перестраиваясь в левый для обгона попуток.
Так вот, незаметно проскочив этот во всех отношениях приятный участок, въехали в Чебоксары. Уже подъезжая к первому из многочисленных и любимых тут колец кругового движения, мы дружно издали вздох разочарования — у обоих одновременно свалился Навител. То есть вот просто взял и закрылся. Повернули на обочину, попробовали оживить — не выходит. Все перезапуски, перезагрузки аппарата и прочие пляски с бубном заканчиваются одним — зависанием намертво. В итоге причина была более-менее локализована — Навител падал, если конечной точкой маршрута оставить Киров или Йошкар-Олу. Не знаю уж, что там было не так, но работать нормально он отказывался. Пока стояли и пытались его оживить, на обочину повернула и встала с аварийкой ещё одна машина с навигатором — видимо, подобная проблема возникла не у нас одних.
В качестве промежуточного варианта решили просто ехать по памяти. В конце концов, как проехать через город, мы знали и так — уже бывали здесь, а навигатором к тому моменту пользовались в основном для контроля правильности совершаемых действий. Поехали вперёд, и вот тут-то нас и ждал облом: один из мостов оказался перекрыт. Самое бы время воспользоваться навигатором, но ведь он отказывается с нами сотрудничать! Попробовали запустить его ещё раз — опять подвешивает аппарат наглухо. Проблема решилась лишь удалением старого маршрута и прокладкой нового до точки, выбранной не через поиск, а поставленной на карте вручную.
Итак, маршрут из города есть, но что это за маршрут… Нет, заблудиться мы, конечно, не заблудились. Зато Навител, получив такую возможность, опять повёл через столь любимый им частный сектор. И ведь есть нормальные асфальтовые улицы, и настройка стоит «избегать грунтовых дорог» и «наиболее быстрый путь» (в противовес «наиболее короткому»), и всё равно каждый раз такое. Что-то всё-таки не так в нём с ранжированием дорог, ой не так…
Как бы там ни было, но из города мы выехали, оставили позади Новочебоксарск, ГЭС и въехали в Марий-Эл. Тут до самой Йошкар-Олы лежит практически идеальный асфальт, на дороге почти нет машин, и я даже не могу вспомнить ничего примечательного про этот участок — мы его просто пролетели . В Йошкар-Оле поехали не по объездной, а привычным уже маршрутом через город. Дороги тут местами подразбиты, но ехать можно, и довольно скоро мы ужа шпарили в сторону Яранска. Уже за городом начался дождь, который довольно быстро перерос в ливень. К счастью, купленные ещё в Риге дождевики пока сдерживали напор льющейся с неба воды, и ехали мы в относительном комфорте.
Под Оршанкой остановились заправиться и обнаружили, что камера на шлеме не писала от самого обеда и до сих пор. А может и писала, но запись не сохранилась из-за сбоя. Может дождём залило через прорезанное нами отверстие под шнур питания, а может ещё что. Перезапустив электронику и скормив ей чистую флешку, двинулись дальше. Ливень, пока стояли на заправке, прекратился, но дорога оставалась сырой, да и обочины полностью развезло. Так что, остановившись по некоторой естественной надобности, пришлось совершать головокружительные прыжки через грязь, чтобы не утонуть в ней.
До Яранска долетели довольно быстро, а вот уже там началось… Есть у нас в стране дороги, есть направления, а есть ЭТО. Асфальт перемешан с ямами в равных пропорциях. Фуре для того, чтобы просто проехать по улице, приходится медленно извиваться от одной обочины к другой. А выезд из города — это уже просто грунтовка с выступающими кое-где кусками асфальта и огромными ямами через всю улицу. Мы конечно уже не первый раз проезжаем этим путём, но каждый раз множество разных непечатных слов крутится в голове, когда колесо нет-нет да и попадает в очередную колдобину.
После выезда из города стало конечно лучше, но ямы всё равно периодически лезли под колёса. Причём, если в других регионах, когда мы ехали по разбитым в хлам дорогам, те, по крайней мере, изначально были ровными, то здесь асфальт, похоже, всегда лежал «волнами». И если на протяжении всей поездки мы зачастую проскакивали разбитые участки, даже не снижая скорости, просто пролетая над ямами, то здесь такая тактика быстро сошла на нет. Тяжёлый скутер начинает раскачивать на «волнах», подвеска на нижнем пике сжимается, спина сгибается, и БАХ! — ты ловишь яму. Аппарат весь вздрагивает, позвоночник медленно ссыпается в трусы, а ты, тихо матерясь, сбавляешь скорость. Так и ехали до Советска. Там проблема «волн» как-то сама собой сошла на нет, потому как асфальт в городе раздолбан настолько, что его волнистость уже несущественна.
Дорога после Советска отремонтирована, ям почти нет, но «волны» продолжают дарить незабываемые мгновения. Тут, правда, мы скорость уже не снижаем — подвеска гасит колебания вполне приемлемо, и без ям мы просто едем, покачиваясь вверх-вниз. К тому же, после длинного пути сто километров до Кирова — уже не расстояние, и мы ощущаем, что уже почти приехали. Приходится прилагать над собой усилия, чтобы не расслабляться. Я слишком хорошо помню, как полтора года назад, возвращаясь осенью из Чебоксар и промёрзнув до костей, расслабился уже почти у самого поста на въезде в Киров и тут же попал в ДТП. Пусть виновником оказался и не я, но что мне мешает сейчас въехать в Декстора так же, как тогда въехали в меня? Поэтому стараемся гнать мысли о том, что мы уже дома, подальше, и просто едем.
Вскоре начинается нехилый ливень (привезли всё-таки с собой), который, в сговоре с сумерками, снова расцвечивает визоры и объектив камеры причудливыми огненными узорами от фар встречных и задних фонарей попутных машин. Дождевики с честью выдерживают и это испытание, и даже когда меня накрывает настоящим водопадом из-под проходящей навстречу фуры, удачно угодившей колесом в глубокую и длинную лужу, я остаюсь сухим. Декстор потом обзавидовался: это он всю дорогу хотел искупаться в таком «водопаде», специально скорость перед фурой снизил, под лужу подстраивался, а досталось всё удовольствие мне .
Вот так вот, купаясь в потоках дождя и любуясь феерическими огнями, мы и подкатили к Кирову. К тому моменту, как доехали до гаража, чтобы перед возвращением домой оставить там ненужные больше вещи, дождь как раз и прекратился. Раздевшись и оценив состояние одежды под дождевиками (сухая! реально сухая!) и то, насколько промокли кожаные перчатки, не защищённые ничем (надо будет и на руки что-то от дождя придумать), перегруппировали груз, пакеты с сувенирами и подарками и разъехались по домам.
Собственная квартира, как и в прошлый раз, показалась незнакомой и какой-то слишком просторной после номеров в мотелях. Кошки, выйдя встречать к дверям, не сразу признали в вернувшемся существе собственного хозяина и сначала ходили как-то поодаль. Любимая жена, в отличии от них, узнала сразу и тут же повисла на шее . После чего, отпустив, дала раздеться, и лишь тогда уже отобрала пакет с подарками .
Сейчас, когда прошло уже некоторое время, снова тянет в путь. Трасса манит, горизонты, сменяющиеся в воображении один за другим, не дают уже жить просто так, сидя на одном месте. Пока что желание снова рвануть куда-нибудь подальше с переменным успехом удовлетворяется геокешинг-поездками по вечерам и в выходные, но всё это не то. И каждый раз, когда по какой-либо надобности бывает открыта карта (а случается это частенько), мозг уже рисует новые маршруты. Какой из них станет следующим и когда? Быть может, уже скоро, как знать .