Так уж вышло, что во время поездки в Латвию нам довелось пользоваться связью от разных операторов, причём как роумингом, так и местными симками. Этот пост ни в коем случае не претендует на полный аналитический обзор, но кое-какие выводы мы для себя всё же сделали.
Во-первых, поскольку официальную связь поездки представляла компания Теле2, мы, конечно же, активно использовали её СИМки. Во-вторых, у нас «на всякий» были родные, «домашние» СИМки «альтернативных» операторов — Билайн и МТС.
Вообще, до того как отправиться за границу, было проведено мини-исследование на тему «как оставаться на связи за рубежом и не разориться при этом». Стандартные роуминговые тарифы, доступные на сайте операторов связи, даже с включением разных опций при более-менее активном использовании телефона грозят сожрать весьма нефиговую долю бюджета. Особенно, если нужно звонить на номера страны пребывания. Конечно, стоимость звонков сильно зависит от того, куда именно вы едете, но для Европы цифры неутешительные у всех.
Основных вариантов тут два: либо тратиться на роуминг, либо подключаться к оператору в стране пребывания (в той же Латвии мы без проблем приобрели анонимную prepaid СИМ-карту). В первом случае, как я уже говорил, получается совсем недёшево (а передача данных в роуминге вообще стоит столько, что кажется, будто менеджеры байты руками перекладывают), а во втором — с вами не сможет связаться никто, кроме тех, кто будет знать новый номер (однако тогда междунароный звонок с обычного мобильника выльется в копеечку уже звонящему).
Третий вариант — довольно очевидный — использование двух телефонов: одного (с международным роумингом) — для входящих звонков (и тут уже сами будете решать, на какой звонок ответить, а на какой — нет), и другого — с местной СИМкой — для исходящих. Такой подход уже позволяет, не тратя запредельные суммы денег, оставаться на связи всегда, но если входящих много и все они важные (проще говоря, отвечать надо на все), то профит, по сравнению с обычным роумингом, стремится к нулю.
И четвёртый, неочевидный, вариант больше подходит тем, кого не пугают слова «переадресация», «пакеты минут» и тонны текста на сайтах операторов связи. Именно к этому варианту мы изначально склонялись: в стране пребывания покупается местная СИМ-карта, а со своего родного номера ставится на неё переадресация всех входящих. При этом для «домашнего» номера покупается предоплаченный пакет минут для звонков в ту страну, которая нужна. Для Латвии, например, стоимость минуты получалась около 8 рублей, но во многие другие страны она ниже. И это в любом случае дешевле, чем стандартные 25-50 рублей за минуту в роуминге. Впрочем, тарифы меняются, и роуминг с каждым годом становится дешевле, так что через пару лет (а возможно и сильно раньше) разница в ценах может уменьшиться настолько, что шкурка уже не будет стоить выделки.
Так вот, изначально мы хотели заморочиться именно с четвёртым вариантом, но потом сложилось так, что нашли общий язык с Теле2, и остановились на обычном роуминге в рамках тестирования их услуг связи. Нам — связь и мобильный интернет, им — тестирование и отзывы, все довольны, все при своём. Так что, отправляясь в путь, мы просто поставили переадресацию со своих «родных» номеров на новые тестируемые номера Теле2.
О качестве связи я уже упомнал в постах, описывающих саму поездку: за исключением нескольких (3-4 за всё путешествие) заминок, проблем не было. Стоит заметить, что от такого не застрахован ни один оператор, что бы он ни обещал в рекламных проспектах, так что если связь или интернет по-настоящему критичны (как это было у нас — интернет был жизненно необходим для нормального функционирования трекера на сайте), то лучше иметь в запасе «альтернативный вариант». Мы таким «вариантом» воспользовались, когда внезапно перестали ходить данные в Ярославской области — просто воткнули в трекер другую СИМку.
Отдельно стоит уделить внимание местной связи в другой стране. Да, купить предоплаченную карту проблем не составило, но с её активацией всё же возникли некоторые сложности. Во-первых, политика тарифных планов в плане (пардон за тавтологию) «голос-данные» сильно отличалась от привычной нам. То есть, либо оставляем доступной голосовую связь, но платим совершенно дикие деньги за передачу потребных нам объёмов данных, либо выбираем тариф с более доступной передачей данных, но навсегда теряем «голос». Плюс некотрые неочевидные вещи в активации, плюс хитрости в тарификации… Хорошо ещё, что на латвийском сайте оператора был русский язык, но такой роскошью могут побаловать туриста далеко не все. Тем более, если путь лежит куда-то подальше Прибалтики. В общем, по возможности, если решите воспользоваться местной связью, прорабатывайте этот вопрос ещё дома, в спокойной обстановке.
Пару слов скажу о зоне покрытия. Если в России, особенно на восток от Москвы, есть довольно много участков, где на дисплее телефона появится печальное «Услуга ограничена», а то и вовсе «Нет сети», то дальше в сторону Европы попасть в зону, не покрытую сотовой сетью, особенно у федеральной трассы, уже гораздо сложнее. А уже в Латвии мы и вовсе почти не испытывали проблем не то что с голосовой связью, но и с мобильным интернетом, который у нас и в более-менее крупных городах иногда (уже, к счастью, именно «иногда», а не «почти всегда») оставляет желать лучшего.
В общем, упрощённый алгоритм таков: отправляясь в поедку за границу, решите, чем вы можете более безболезненно пожертвовать: собственными финансами на роуминг или собственным временем на альтернативные варианты связи, и уже исходя из этого либо трясите менеджера в офисе оператора (или его же — оператора — сайт) на предмет скидок и акций на роуминг, либо вникайте до посинения в пальцах, тыкающих в кнопки калькулятора и мобильника, как можно сэкономить ещё пару десятков (сотен, тысяч) рублей (гривен, фунтов, латов, долларов, евро — нужное подчеркнуть, ненужное — сдать в обменник). И да не угаснет в путешествии ваш мобильник.