От Пскова до границы предстояло проехать всего около ста тридцати километров, дождь сменился солнцем, так что, хотя уже был вечер, ехалось легко и непринуждённо. После крайнего от границы райцентра — города Остров — начинается платная автодорога. Мало того, что её правовой статус, мягко говоря, неясен, так ещё и оплата производится только в конце. Едешь по дороге, едешь, а видишь только знаки, предупреждающие о том, что она платная. Причём цена нигде не указана. Уже у границы стоит шлагбаум, которай откроют, только если заплатишь. Нас, кстати, пропустили бесплатно (хотя я и не понимаю, почему), а вот проезд машины стоит 300 рубей. И ведь заплатишь, никуда не денешься. Во-первых, это единственная дорога до этого пропускного пункта границы, а во-вторых, ты её уже проехал, потратил время и бензин, и возвращаться — просто потерять те же деньги, что просят за поднятие шлагбаума.
Кстати, в том же Острове мы встретили первую европейскую заправку — Statoil. Отличалась от прочих виденных нами она тем, что здесь сначала заливаешь бензин, и только потом уже оплачиваешь его у оператора. Внутри, кстати, помимо стандартного уже минимаркета обнаружился весьма годный фастфуд. И запахи, и вид перекуса были крайне манящими, но мы поели совсем недавно, так что просто заправились и попилили на границу.
Как оказалось, зря переживали, что после Острова негде будет залить бензин: перед самой таможней расположено аж несколько заправок со вполне божескими ценами. Дело в том, что в Латвии бензин стоит уже в 2 раза дороже, чем в России, так что на границе функционирует целый бизнес: перевозка бензина в баках. Официально с собой через границу НЕ в баке можно перевозить не больше 10 литров топлива на человека, зато в баке — сколько угодно. Так что система налажена: утром или ночью машина выезжает из Латвии, заправляется на Российской стороне, отстаивает многочасовую очередь обратно, и вечером (или уже ночью) пересекает границу обратно, имея полный бак (а возможно и не один, кто ж будет об этом рассказывать) топлива.
В самой Латвии, кстати, 92-го бензина на заправках уже нет, минимальное октановое число — 95. Зато 98-й есть на каждой колонке. Что интересно, когда заливали 95-й в России, ничего не менялось. Когда залили тут — упал расход. Да и счётчики на колонках при заправке почему-то показывают меньшее количество залитого топлива, чем дома (само собой, заправляемся примерно на том же пройденном километраже).
Итак, мы у границы, перед нами — огромная очередь не только из привычных фур, но и из легковушек-бензовозов. Нам-то проскочить — не проблема, но с нами ведь ещё машина с оператором… Проскочили на скутерах по обочине — узнать, что и как. И с удивлением обнаружили, что для машин с российскими номерами в очереди стоять не нужно. Что ж, отлично! Документы — в будку, и мы проезжаем на российскую таможню. Тут от нас требуют выключить и убрать камеру на шлеме (эх, не прокатило ). Проверять ничего особо не стали, сверили только VIN’ы да задали стандартные вопросы. Заполнять декларацию тоже не потребовалось.
На латвийской стороне нам выдали талончики на транспортное средство (их забрали при выезде с таможни), махонький бланк декларации, в котором нужно было указать только количество перевозимого алкоголя, сигарет, бензина в баках и в канистрах (ничего из этого не проверяли), поставить имя, фамилию, номер паспорта, дату и подпись. После чего пара минут обработки документов, штамп на визу, и мы можем ехать дальше — собственно в Латвию.
На границе нас уже встречали. После недолгих представлений и взаимных приветствий, встречающие погрузились в свой автомобиль и повели нас до места нашей первой остановки в Латвии — города Прейли. Город этот, как, собственно, и место, через которое мы въехали в страну, находится в местности Латгалии. Это как бы Латвия, но другая, живущая собственным укладом, имеющая свой диалект и кучу наций в крови своих жителей: тут и латыши, и русские, и поляки, и белорусы, и евреи, и другие. Так что город многонационален. Забегая вперёд, скажу, что нам пока не удалось встретить ни одного латыша, не говорящего по-русски. На ярмарке в Елгаве один продавец не смог оперативно вспомнить, как будет число «семнадцать» по-русски, но в остальном говорил бегло и непринуждённо. Так что проблем с языком для русских тут нет вообще.
Прейли — краевой город в Латгалии. Первое упоминание — в 1250 году. Население — 7 883 человека.
Латгалия — восточный край Латвии. Занимает примерно 1/4 часть территории страны.
Привезли нас в небольшую частную гостиницу, где нам предстояло провести одну ночь. Встречали с песнями, причём в прямом смысле — местный фольклорный ансамбль уже ждал нас в гостинице. Хозяин — Игорь — был сама любезность, от пуза накормил нас великолепным ужином, а позже ещё и устроил экскурсию по комнате-музею, в которой он уже много лет собирает различные старинные вещи. Надо сказать, что его дом-гостиница, в котором живёт и он сам, вообще изобилует разными предметами старины и произведениями искусства. Причём это не дешёвый кич, а живые, говорящие вещи. На них приятно смотреть, их приятно держать в руках, у каждой вещи своя
история, каждая может о чём-то рассказать. Вообще, в небольших музях тут можно трогать вещи, прикасаться к ним, брать их в руки. Ощущения от этого совсем не те, что от простого рассматривания экспозиции под стеклом. А уж в частном музее, где в одной комнате собрано столько раритетов и просто теряешься, куда лучше направить камеру, можно провести несколько часов и так и не посмотреть всего полностью.
Наше время, к сожалению, было сильно ограничено, да и стрелки уже приближались к полуночи (это, кстати, не просто речевой оборот, в доме действительно идут несколько часов-ходиков, настоящих, с боем), так что надо было идти спать, поскольку с утра уже была расписана обширная программа. Поэтому, заняв свои комнаты и только прикоснувшись к подушкам, мы банально отключилсь до утра.
Со связью от Теле2 в этот раз всё было крайне неоднозначно. Попытавшись несколько раз позвонить из Острова, мы жёстко обломались — вызов просто сбрасывался до первого же гудка. Тем не менее, данные ходили. Такое положение дел продолжалось до самой границы, а после её пересечения надобности в звонках уже не возникало. Когда же мы захотели позвонить, уже находясь в международном роуминге в Прейли, то получили ровно тот же результат. Причём после перезагрузки телефонов перестали ходить и данные. Такая ситуация продолжалась несколько часов, после чего всё как-то само по себе заработало. Однако на айфоне и айпаде интернет через gprs в Прейли так и не заработал.
Спим по 6 часов в сутки (думаю, это видно и по времени публикации постов), но всё же пытаемся что-то публиковать. Остальное время забито напрочь.
Кнопка F5 затерта до дыр, а на сайте — тишинааа (и мертвые с косами стоять).. Ребята, ну что ж вы так?? Мы же ждем и жаждем интересностей..