Это был весьма непростой и довольно неоднозначный в плане рисков перегон. За день пройдено больше 650 километров, из них около 250-300 — по грейдерам разной степени ушатанности и 100 — по разбитому в хлам асфальту. А те 400 километров, что пролегли между Кызылордой и Жезказганом, были ещё и без связи, заправок и почти без человеческого жилья. Вспоминать об этом, когда путь пройден, кажется даже забавным. А когда ехали, даже и не задумывались как-то…
07:55 Вот мы и покидаем Байконур. Сейчас ещё утро и достаточно прохладно, чтобы не маяться от жары, но уже не настолько холодно, чтобы одеваться и дрожать, будучи обдуваемыми ветром на трассе. Солнце уже высоко, но оно скрыто за облаками. И хотя, скорее всего, это ненадолго, мы надеемся, хотя бы часть пути проделать по прохладе.
08:10 В городке Байконур (бывший Лениниский) который принадлежит РФ, бензин продаётся по 28 рублей за литр, а буквально сразу за КПП, при выезде из него — в посёлке Тюратам, который является уже казахским, литр бензина стоит в переводе на русские 22 рубля. Не знаю, на что живут заправки в самом Байконуре, быть может за счёт того, что сам городок маленький и ездить по нему особо некуда, а может за счёт тех, кто не хочет лишний раз выезжать за КПП. Но мы предпочли, что неудивительно, заправиться уже на казахской заправке. Залили полные баки бензина и вперёд — до очередной контрольной точки — Кызылорды.
08:20 Только выехали на трассу и сразу же — буквально через километр — съезд на щебёночный объезд. Снова ремонтируют дорогу, снова трястись по грейдеру. И хотя вроде бы к этому уже не привыкать, но, представляя сколько нам его сегодня предстоит пройти, становится как-то не слишком уютно. Что ж, выбора всё равно уже нет, и даже если вернуться назад той же дорогой, что и приехали, нас ждал бы тот же самый грейдер, так что двигаемся вперёд.
08:26 Грейдерная объездная оказалась довольно продолжительной, при этом на протяжении многих километров мы видели слева от себя свежеположенный асфальт, но не могли съехать на него потому, что все нечастые съезды, которые существовали, были старательно засыпаны. Видимо сделано это было не случайно, как раз для того чтобы такие умные как мы, но передвигающиеся на более тяжёлой технике, не съезжали на свежий асфальт. Впрочем, когда мы прошли грейдер и выехали на ровное свежее дорожное полотно, оно протянулось на несколько десятков километров и мы наконец-то вспомнили, что ехать можно не только по бездорожью. Будем надеяться, что закончится эта малина не слишком скоро.
08:56 В Байконуре, когда мы стояли на мойке и разговорились с одним из местных, он посоветовал, когда доедем до Жосалов, не ехать по навигатору по федеральной трассе, а повернуть на другую дорогу местного значения. Говорят, что федералка вконец убита, а местная дорога 40 километров убита, а потом ровная как стекло. Однако, доехав до этого поворота и посмотрев, насколько хороша эта самая местная дорога, мы решили всё-таки придерживаться указаний навигатора. В конце концов, объездные на этой самой федералке более-менее предсказуемы, и вообще есть вероятность, что их будет не очень много, потому что последние несколько десятков километров прошли по ровному асфальту.
09:00 Проехали Жосалы и сразу же после них пересекли Сырдарью — одну из двух более-менее больших рек, которые есть здесь, в Казахстане. Говорю «более-менее больших» потому, что здесь ширина речки — метров может быть 30 сейчас, а может и меньше, при этом она не выглядит слишком глубокой. Тем не менее, за больше чем 1000 километров, пройденных по Казахстану, мы уже отвыкли от того, что в природе вообще существует такая вещь, как реки. И переезжать через неё по мосту было достаточно непривычно.
09:43 После Жосалов степь вокруг изменилась. Если раньше это была практически полная пустыня, то сейчас по сторонам от дороги буйная зелень. А иногда бывает так, что с одной стороны буйная зелень, а с другой — пустыня. Причина тому проста: пошли оросительные каналы. Вода забирается из Сырдарьи, кстати, именно это привело к обмелению двух основных водяных артерий на средней Азии – Сырдарьи и Амударьи — и уходу Аральского моря. Так вот, вода забирается из Сырдарьи и по оросительным каналам подаётся на поля. Там, где она есть, степь цветёт, там, где её нет — мы наблюдаем всё ту же пустыню.
10:46 Довольно долго мы едем по асфальтовой дороге, по которой нет объездов, но которая довольно сильно разбита. Слева идёт железная дорога, и по привычке, оставшейся ещё с объездов, я постоянно посматриваю влево, чтобы увидеть, не начался ли там асфальт.
11:16 Степь вокруг нас снова разительно поменялась. Если буквально 200 километров назад это была практически голая пустыня с минимальной растительностью, то сейчас здесь — не сказать, что буйная зелень, но, тем не менее, жизни гораздо больше. Встречается довольно много воды, а в некоторых местах глубина воды в таких болотцах такова, что круп купающихся там коней скрывается почти полностью.
14:01 Проехали город Кызылорда. Город хоть и является областным центром, но застройка в основном малоэтажная. На выезде из города дождались машины, заправились, поели в кафе лапшу и плов (довольно неплохой кстати) и теперь направляемся на Жезказган. Отзывы о той дороге, по которой нам сейчас предстоит проехать, очень разные. Кто-то говорит, что дорога убита в хлам, и подтверждает это выложенными в инете фотографиями (правда это было в 2010 году). Кто-то говорит, что дорогу уже отстроили, кто-то говорит, что километров 150-200 идёт гравийка, но хорошая, а потом хороший асфальт. В общем, поедем и увидим как оно на самом деле. В любом случае, нам скорее всего не встретятся по пути заправки, поэтому везём с собой ещё и запас бензина.
15:30 Уже несколько десятков километров мы едем из Кызылорды в сторону Жезказгана. Пока что дорога асфальтовая, качество у неё среднее, крейсерскую скорость держать можем. Вокруг уже снова пустыня, на вид абсолютно безжизненная, хотя иногда мелкое зверьё все ещё попадается. Сегодня 38 градусов, и когда едешь по такой жаре, то хоть и обдувает, — воздух горячий, как из печки. К тому же, сильный боковой ветер практически укладывает нас на бок, приходится сильно сопротивляться, наклонять скутер и так и ехать в наклонном положении. На это тратишь много сил — трудно удерживать руль, сопротивляться ветру, и буквально через 100 километров пути в таких условиях руки совершенно отваливаются. Что будет к концу дня, вообще не представляю.
15:40 Асфальтовая дорога закончилась, началась грунтовка. Грунтовка здесь — утрамбованный дождями и колёсами до каменного состояния песок, посыпанный сверху мелким щебнем. Всё бы ничего, но когда съезжаешь из колеи, колёса проваливаются, и начинаешь плавать в песке. Быстро ехать невозможно. Более того, если въедешь на такой участок на достаточно большой скорости, то можно просто не удержать скутер и улететь. У меня так пару раз уже случилось и больше почему-то не хочется. Впрочем, если ехать по колее, то посередине может вообще не быть щебёнки с песком, а только утрамбованный как камень песок. Стараемся держаться в колее, но, если честно, глаза просто слипаются. Поспали всего полночи, выехали рано, и от такого однообразия, в которое нужно тщательно всматриваться, сон приходит гораздо быстрее, чем очередной пройденный километр. Так вот едешь по утрамбованной колее, засыпаешь, засыпаешь, засыпаешь… Начинаешь отклоняться, смещаешься в мелкий гравий, сразу начинает сильно таскать, и просыпаешься моментально.
16:07 Езда по такой однообразной монотонной грунтовке, в которой нужно постоянно выслеживать колею, усыпляет гораздо сильнее, чем езда по ровном асфальту без поворотов. При этом затруднённая и замедленная реакция может привести к гораздо худшим последствиям, чем на асфальте. Потому, что отклонение на 20 сантиметров в сторону уводит с колеи, колесо начинает плавать в мелком гравии и песке и можно сразу же свалиться. В какой-то момент бороться со сном стало настолько невозможно и глаза не хотели открываться, что пришлось остановиться. В качестве мер борьбы было выбрано сразу несколько вещей: первое — кофе из теплой газированной минералки. В бутылку с остатками минералки насыпали растворимого кофе, взболтали и выпили. Дрянь жуткая, но надеемся, что она хоть немого разгонит сон. Второе — вода, не только умылись и полили головы, но я ещё налил себе воды на одежду прямо под защиту. Когда поехал, оказалось что решение просто супер. Учитывая то, что солнце жарит вовсю, на термометре сигнализации показывает 35 градусов, подобное охлаждение оказалось очень кстати. Когда едешь, — не только не жарко, но даже слегка прохладно. Думаю, когда высохнет, я это дело повторю. Ну и третье — леденцы, поедание которых тоже хоть немного сон отгоняет.
16:12 Мы уже примерно спрогнозировали, сколько по времени займёт езда по такой дороге: получилось около 5 часов. И это при том, что мы сможем постоянно поддерживать скорость, что, понятное дело, в течение 5 часов абсолютно нереально. И вдруг на горизонте показалось нечто похожее на асфальт. Это можно было бы принять за плохую шутку, но это оказался действительно асфальт. Достаточно свежий и довольно ровный. Если он продолжится и дальше, это будет просто замечательно. Кстати, когда заехали на этот асфальт, то буквально через несколько минут снова увидели верблюдов, на этот раз одногорбых. В общем, мы к этому зрелищу уже привыкли, но здесь, где нет вообще ничего вокруг, может даже показаться, что эти животные дикие. И хотя нигде пастуха не заметили, я очень сомневаюсь, что его нет.
17:58 Асфальт продолжался не слишком долго, и снова началась грунтовка. Знак, правда, был обнадёживающий – неровная дорога 28 километров. При скорости 60 это примерно полчаса, за которые мы даже не успели уснуть. Однако, через эти самые полчаса и 28 километров закончилась не грунтовая дорога, а Кызылординская область, и началась Карагандинская. Дорога асфальтовой не стала, но, тем не менее, изменилась. На ней практически не осталось гравия и песка, остался только укатанный до состояния камня грунт. Местами конечно по нему невозможно перемещаться быстро потому, что он имеет вид стиральной доски, на которой жутко трясёт, зато местами, вкатившись, мы держим скорость 80-90. Степь справа и слева снова начинает оживать, и зелёный цвет уже преобладает над песочным, появляются холмы, и глазу уже есть, за что зацепиться.
19:09 Вдоволь нарезвившись ездой по грунтовым дорогам разбитым и не очень, мы наконец увидели асфальт. Правда асфальт этот оказался такой, что лучше бы его и не было. Старая дорога, построенная непонятно в каком дремучем году и с тех пор, похоже, ни разу не ремонтированная. В общем, ям и дыр больше, чем дороги. Видимо, не зря справа от неё сейчас идёт грунтовка. Вот еду, смотрю направо и подумываю: а не съехать ли на грунт. До Жезказгана осталось 100 километров, сон куда-то делся, ушло солнце, небо в облаках, где-то перед нами идёт дождь, мы его догоняем, хорошо, что пока не догнали. Обдувает прохладным ветерком, ехать комфортно, и если бы не разбитая дорога, то был бы полный кайф.
21:29 Скорость передвижения по такой разбомбленной дороге оставляет желать лучшего. А тут ещё и бак обсох… Пришлось дожидаться машины и снова заправляться из канистры. Несколько открытий ручки газа при попытке прокачать обсохший карбюратор, потеря вакуума, и, как следствие, почти час танцев с бубном вокруг непослушного агрегата в условиях садящегося солнца и быстро падающей освещённости. И самое обидное при этом, что трубы Жезказгана — вон они уже, на горизонте виднеются. Сделали, завелись, едем.
22:40 Приехали, наконец. Сатпаев (это ещё километров 15 за Жезказганом), неплохая спортивная гостиница. По дороге карбюратор ещё пару раз взбрыкивал, так что один раз, вынужденно остановившись в городе, потеряли из виду наших «проводников» в машине «Гипрозема» и немного поплутали. Но всё закончилось благополучно, гостиницу нашли, и теперь нас ждёт ужин, душ (холодный, брр, горячую воду отключают в 10 вечера) и 2 дня отдыха, прогулок и экскурсий.