Там, где вместо дорог — направления

Автор: rom-mak          

Поездка: Заполярная прогулка

Период: 23.08.2011 07:00 - 24.08.2011 04:00 (GMT+4)

В этот день было сделано самое дерзкое за всю поездку: мы проехали по полуостровам Среднему и Рыбачьему до мыса Немецкий и обратно. Вроде подумаешь, фигня какая, куча народа туда ездит. Да только вот они катаются на подготовленных внедорожниках, а мы поехали на максискутерах — по всеобщему мнению, чисто асфальтовых машинках.

Стартовали поздно. Вообще, хотели выехать часов в семь. Но, поскольку фотосессия города в предыдущий день плавно перетекла в ночную, и вернулись «домой» поздно, лишний час отдали на сон и перенесли выезд на восемь. Да и то, не выезд, а время сбора (Саня с нами поехал). Само собой, по факту сначала Саня припозднился, потом мы ещё прособирались (съезжали с квартиры и забирали все вещи с собой). Потом — завтрак на Статойле (на заправке то есть). Ну как завтрак… Кофе да хот-дог — так, червяка уморить. Потом — заехать в магазин за колбасой да хлебом с собой… В общем, время пролетело незаметно.

10:26. Выехали на Рыбачий. Переехали мост через Кольский залив, и тут навигатор предлагает нам ехать налево и рисует примерно 350 километров до Большого Озерка, которое находится на полуострове Средний прямо перед Рыбачьим. Это при том, что есть, судя по карте того же навитела, гораздо более удобная и короткая дорога, ведущая на Норвегию, — А-138. Поэтому было решено не слушаться навигатора и ехать так, как считаем нужным. Посмотрим, оправдает ли себя это решение.

10:42. Едем по извилистой, узкой и очень живописной дороге. Вокруг открываются потрясающие виды. Взбираешься на сопку и видно очень далеко вокруг. Обратная сторона извилистости трассы — это практически полное отсутствие возможности обгона. Например, минут 5-10 назад мы упёрлись в здоровый самосвал со свежим асфальтом, и теперь вынуждены обонять запахи этого самого асфальта. Но я думаю, вскоре мы его всё равно обойдём.

2

10:56. Сейчас выехали на сопку, выскочили на самый верх, и открылся такой изумительный вид на озеро! Это словами не описать просто. Пока я пристраивался с фотоаппаратом, подбирая нужный ракурс, из-за поворота неспешно так выкатилась машина ГИБДД, а за ней БТР. Ну едет так себе, ствол в небо задрав, как бы намекая, что если что…

11:04. Сколько же здесь всё-таки озёр. Они везде. Постоянно. К ним привыкаешь настолько, что когда едешь, и рядом с тобой слева или справа от дороги не оказывается озера, то что-то в пейзаже кажется уже странным. Именно из-за этих озер, ну и ещё конечно из-за сопок, дорога постоянно очень сильно петляет. Повороты зачастую бывают до 90 градусов и больше.

11:30. Удивительно: пустынная дорога, на многие километры вокруг ни одного населенного пункта, и просто в произвольном месте на трассе стоят гаишники. С другой стороны, движение здесь не то, чтобы очень оживлённое, но оно есть. Так что, возможно, их патруль и не просто так тут стоит – вон, целую колонну тормознули.

11:42. Слева от дороги протекает неширокая и неглубокая речка, ну максимум, может быть, по колено. Вода чистая, прозрачная. Через эту речку проложен маленький пешеходный мостик из камней. Просто навалены плоские камни, и по ним можно её перейти (если не навернёшься, гы-гы, камни «живые»), выглядит очень живописно.

11:45. Основания деревянных столбов, которых тут множество, обложены камнем и дополнительно укреплены опалубкой из брёвен. Камни здесь в избытке, а вот для того чтобы обложить его (камень) даже небольшим срубом, нужно везти дерево издалека — вокруг только карликовые березы.

11:55. На полном ходу упёрлись в пропускной пункт, на котором у нас проверили документы и с миром пропустили дальше. И чего навигатору не нравилось в этой дороге?..

11:57. После моста через Титовку сразу же поворот направо, тут начинается хоть и разбитый, но всё ещё асфальт. И мы практически сразу же упираемся в колонну военной техники, которая просто стоит на обочине. Сейчас мы едем вдоль неё по левой стороне дороги. Проехали уже с десяток грузовиков. Ага, ну вот колонна и заканчивается. В принципе, техника стоит под парами (если правильно расслышал), полтора десятка машин ГАЗиков. И мы едем дальше, тут всё ещё асфальт, посмотрим, когда он закончится.

12:01. Асфальт, хоть и разбитый, закончился довольно быстро, началась грунтовка с крутыми поворотами, ямками — в общем, обычная такая. Едем себе по ней спокойно, никого не трогаем, на цветочки любуемся (тьфу, какие цветочки, скорее на берёзы мелкие да ямы крупные). И тут из-за поворота прямо на нас вылетает армейский ГАЗон! Заметил «помехи» на пути, резко ушёл в сторону. Фу-х, разминулись.

12:37. Переехали небольшой мостик через речку, после которого она резко обрывается и уходит водопадом вниз, после чего перекатывается по каменному дну ещё несколько десятков метров перед тем, как окончательно успокоиться. Зрелище клёвое и непривычное, и я долго прыгал там по камням, пытаясь поймать ракурс получше и при этом не утопить и не разбить фотоаппарат. Один раз я всё же оступился на «живом» камне, съехал с него в воду (по щиколотку где-то) и, выпрыгивая, ругал себя почём зря, что поленился и не зашнуровал с утра ботинки потуже. Впрочем, хватило и того, что было — вода почти не попала внутрь, а то, что просочилось, быстро высохло. Декстор, гад, отказался любоваться красотами и остался сидеть на высоком берегу, парясь в термобелье и дождевике.

12:49. Пылим по грунтовке через полуостров Средний (ой ли? Не фааакт, на навигаторе при таком масштабе — не видно) то ли в Новую Титовку, то ли уже в Большое Озерко. Нет, я думаю, это всё-таки ещё не Средний — слишком мало поехали, рано пока. Грунтовка то каменная, то глиняно-песчаная, но в общем и целом езда по ней особых трудностей не доставляет.

13:11. Долго и упорно поднимаемся по каменистой дороге на перевал. В принципе, дорога вполне проезжая даже для наших скутеров, хотя, конечно, вести приходится весьма осторожно.

13:27. Слева от дороги открывается чудесный вид на озеро, раскинувшееся среди сопок. Пока спускаюсь к точке съёмки, то прыгаю по камням, то иду по мху. Мягкий толстый мох пружинит под ногами, словно дорогой ковёр. Это очень необычное и непривычное ощущение.

13:32. Взобрались на перевал. Сверху сразу открылся широкий вид: Баренцево море, сопки и береговые линии полуостровов.

13:37. Спуск с перевала крут. Весьма. Крайняя осторожность — не признак перестраховщика, а требование элементарной безопасности. У нас не джипы, дорога изрыта, и на ней лежат крупные камни. Путь приходится просчитывать на несколько десятков метров вперёд. Торможение — только по чуть-чуть, дозированно. Перетормозил — и колёса моментально срывает в юз, после чего, из-за множества камней совершенно непредсказуемо, волочёт по грунту.

13:49. На спуске с перевала развлекаемся тем, что выключаем двигатели и катимся под уклон. Вокруг тишина, и слышно лишь шуршание камней под колёсами. Ну и конечно же, вся широта вида северных сопок и тундры прилагается. Очень красиво.

13:51. Впереди справа виднеются большие зелёные палатки и что-то жёлто-чёрное, ярко раскрашенное. Не особо ориентируюсь, где точно мы сейчас находимся, и надеюсь, что это уже турбаза «Озерки» — промежуточный пункт нашей поездки, до которого мы должны были доехать обязательно.

13:59. Никакая это оказалась не база. Вернее база, но не туристическая, а военная. Ну как база — скорее, небольшая часть. Чуть позже мы проехали мимо ещё одной (а может и той же самой) части, а метров через 200-300 от неё встретилось два отделения бойцов в полной выкладке, шурующих по пыльной дорогое и проводивших нас странными взглядами.

14:05. Едем уже по полуострову Рыбачий вдоль побережья Баренцева моря. Довольно тепло, хотя при езде обдувает прохладой, ярко светит солнце. Нам реально очень, ОЧЕНЬ повезло с погодой.

14:23. Каменная грунтовка всё ещё идёт вдоль побережья. Грейдер по ней вроде не ходил, так что трясёт не так сильно, как по дороге на Териберку, но зато стоит такой шлейф пыли, что я, идя третьим, практически не вижу дорогу перед собой. Иногда это заканчивается крайне неприятным влетанием в очередную яму. Вообще, дорога совсем неплоха, местами идём чуть ли не 60 км/час. Хотя конечно, на настоящее бездорожье (или на настоящие дороги Рыбачьего, ужасами которых и запугивают в сети) мы пока ещё не заезжали.

14:33. Доехали до турбазы «Озерки». Здесь заявлено горячее питание — оно было бы сейчас кстати.

15:05. Пообедали в «Озерках». Обед вышел за первое, второе и компот по 250 рублей на человека. Кому-то дорого, кому-то дёшево, но в любом случае, это единственная «столовая» на десятки километров вокруг. После Озерков дорога повернула вдоль побережья влево. Вся она насыпная из гальки: сантиметров от 4-5 до 10-15 в диаметре. Ехать по ней на наших аппаратах уже сложновато, но пока ещё вполне можно. Навигатор утверждает, что до цели нашего сегодняшнего маршрута — Вайда-губы и мыса Немецкий, расположенного неподалёку от неё, по прямой около 25 километров, так что уже совсем скоро мы узнаем, с чем ещё придётся столкнуться на пути. Вообще, по отзывам, дорога на Немецкий — самая проезжая на всём Рыбачьем. Только вот проезжая она для внедорожников, а не для максискутеров.

15:10. Только что проехали первое место, которое, видимо, было бродом. Но сейчас через него настелен этакий мостик из шпал, по которому мы и прошуровали.

15:17. Пересекли первый брод. Совсем неглубокий — образован ручейком, разлившимся по дороге, глубиной сантиметров может пятнадцать. Камни на дне были не слишком крупные и, к тому же, более-менее ровные, так что мы даже не стали обуваться в специально взятые с собой ещё из Кирова бахилы ОЗК. Что ж, посмотрим, какие броды ждут нас дальше.

15:20. Нас поприветствовал норвежский МТС: мол, добро пожаловать в роуминг. Вот так вот: вышки на Рыбачьем есть только у Мегафона, и мобильник, не мудрствуя лукаво, подцепился к зарубежному оператору, сигнал с вышки которого пробился в эти места.

15:24. Ага, а вот и второй брод! Совсем не такой однозначный, как первый. Но кажется, его можно объехать по узкой тропе сбоку. И сейчас я попытаюсь это сделать. Еду, проезжаю аккуратно. На тропе камень — откатываю его руками вниз, с тропы (а то ведь на таком и пластик оставить можно). Вот вам и брод — обошли его сбоку по чему-то вроде насыпи. Двигаемся дальше.

16:18. Дорога изобилует булыжниками: много камней размером с человеческую, а иногда и покрупнее, голову.

16:20. Встретили первый более-менее серьёзный брод. До этого всё, что встречалось, пересекали если и не сходу, а после разведки, то всё равно не переобувались, а ехали прямо как были — в треккингах. Тут же пришлось уже надеть бахилы ОЗК, потоптаться в мутной воде, чтобы узнать глубину и состояние дна, и уже в таком виде, опираясь ногами, ехать на скутерах. Глубина оказалась — сантиметров 20, и скутер, рассекая воду пластиком (ну низенький он, чего уж там), гонит нефиговую такую волну. Дно — из крупных камней, так что аппараты сильно швыряет и переставляет, и приходится сильно отталкиваться ногами то с одной стороны, то с другой. Ну и, само собой, работать рулём и газом. Проехать тут на наших пепелацах, не опуская ног — без вариантов. Так что не зря покупали и везли с собой бахилы, не зря.

16:47. Дорога выходит на пляж у моря и идёт прямо по нему, по зоне прилива. По сути, мы едем иногда прямо по полосе прибоя. К счастью, песок плотный и потому не проваливается под колёсами. Скорее, это даже мелкая каменная крошка, чем песок, каким его привыкло видеть большинство. Но если остановиться хоть секунд на десять, то колёса плавно погружаются в грунт, и тронуться с места уже может стать проблемой. Но на ходу всё хорошо, и можно ехать, не пробуксовывая, практически как по шоссе.

17:09. Дороги стали всё больше разветвляться, с них практически исчезли камни (мелкие — не в счёт), и ехать — весело и приятно. Под ногами, когда останавливаемся, сплошной ковёр из мха и ягод, и лишь изредка попадаются карликовые берёзы. Выглядят они довольно своеобразно: стелются по земле жёстким кустарником, не поднимаясь выше, чем на 5-10 сантиметров от поверхности.

17:25. Проезжаем мимо станции дальней связи. Вращающийся локатор мерными пульсациями поджаривает мозг. Шутка конечно. Но гарнитуры в шлеме на него, тем не менее, реагируют – жалобно попискивают и потрескивают в левом ухе, когда он направлен в нашу сторону. Впрочем, этот эффект продолжается недолго.

17:40. Да, мы сделали это! Мы на Немецком! Доехали до него и не развалились, не оставили скутеры не камнях и не утопили в море. Мурманск для нас в этом путешествии был целью, а этот мыс — настоящей мечтой. Ведь вероятность добраться на скутерах до этой точки была настолько мала, что мы, по сути, и не рассматривали её всерьёз. Скорее готовились проехать сколько-то по Среднему и Рыбачьему, упереться в непроходимое для нас препятствие, развернуться и поехать обратно. Но вышло так, что мы добрались до самого конца пути.

Ещё одной мечтой было – искупаться в Баренцевом море (читай: в Северном Ледовитом океане) в самой северной точке Кольского полуострова. Но когда подъехали к самому морю, то обнаружили, что дно – сплошные острые как бритва скалы, по которым и в обуви-то прыгать опасно (обломится камень под ногой – он тут хрупкий – упадёшь, скажем, на ладонь или локоть, — кровищи будееет…), а уж зайти в море босиком – вообще без вариантов. Решили перенести купание на пляж, который проезжали по дороге сюда.

19:45. Приехали на тот пляж, на который и собирались. Крупный серый песок под ногами, который, как я уже говорил, скорее мелкая каменная крошка, нежели песок. Но для купания — вполне подходит. Я разделся, начал заходить в воду, и испытал некоторый эффект дежа-вю: ощущение, что я вовсе не на Баренцевом море, а на Балтике в Юрмале. Там вот так же в море заходили: отходишь от берега на несколько десятков метров, и всё ещё мелко. Вот и тут: топаешь-топаешь, а воды всего по колено. Холодно, ёма! Север всё же. Пока зашёл по верх бедра, окоченел весь. Та ну его к бисам — такое купание! Тем более, что в Териберке несколькими днями ранее купались уже в Баренцевом. В общем, умылся, обтёрся (хорошо-то как — пыль смыть) и потопал обратно на берег — к бутербродам и горячему чаю из термоса. У самого берега, кстати, гораздо теплее показалось. Ну да там ведь и воды — по щиколотку, не окунёшься полностью, даже если на спину ляжешь.

2

Так вот, постояли, поболтали, пожевали, да и двинулись дальше. Время — почти восемь вечера, а у нас впереди — почти 50 километров грунтовки, в основном из камней. И очень, ОЧЕНЬ хотелось бы пройти её до заката. Ну, до заката не получится — он уже совсем скоро, но хоть до темноты. Север же, темнеет по-настоящему гораздо позднее, чем солнце за горизонт упадёт. Так что часа три у нас в запасе есть. Впрочем, в лесу, по которому идут последние километров 15 грунтовки, темно станет раньше. Так что в любом случае нужно поторапливаться.

2

21:03. Долго ли, коротко ли, но мы прошли бОльшую часть грунтовки по Рыбачьему (обратно есессна) и уже приближаемся к «Озеркам». Правда, время уже — девять, солнце скоро скроется за горизонтом, но и мы идём неплохо. В какой-то момент на одном из бродов я неудачно рассчитал траекторию, наткнулся колесом на камень, остановился, и чтобы не упасть, пришлось выставить ногу прямо в глубокую лужу. Глубина – чуть выше щиколотки, и простоять в луже пришлось секунд 10-15. И несмотря на то, что ботинок был шнурованный, он практически не промок. Ещё раз убеждаюсь, что покупка треккингов перед поездкой была очень, Очень, ОЧЕНЬ правильным решением.

21:28. Едем вдоль береговой линии Баренцева моря. Солнце справа скрылось за сопкой, и сразу стало ощутимо холоднее. Если раньше, когда мы ехали под тёплыми лучами, иногда бывало даже жарко (во время движения по грунту приходится активно двигаться при управлении), то сейчас, когда освещено лишь небо, холодно стало настолько, что появилось ощущение, будто подмораживает. Обманчивое, конечно, ибо просто влажно, но, тем не менее, пора останавливаться и утепляться. Стараемся держать высокий темп, ибо до сих пор надеемся пройти грунты до наступления полной темноты.

22:06. Миновали перешеек между Рыбачьим и Средним и теперь взбираемся на тот самый перевал, на который въезжали днём. Собственно, мы на него уже почти взобрались, осталась всего пара особо жёстких участков. Декстор вон вообще соскочил со скутера и ведёт его рядом, подгазовывая. У него просто нет выбора — крутой подъём, рыхлый грунт и крупные камни — сесть брюхом на камень — как нефиг делать.

Солнце уже полностью скрылось за сопками, но небо на западе (это ведь запад там, да? Фиг знает, в какую сторону сейчас едем — навигатор выключен, а в изгибах местных дорог я не настолько хорошо ориентируюсь, чтобы точно утверждать, в каком направлении конкретно сейчас мы двигаемся) всё ещё голубое, и вокруг светло.

Поскольку сильно похолодало, мы оделись потеплее. Декстор вообще напялил на себя всё, буквально ВСЁ, что нашёл: и термобельё, и дополнительные футболки, и толстовку, и дождевик, и штаны дождевые — всё, что было. Ладно хоть, пять трусов на себя не надел . Едет теперь укутанный, как луковица, но зато, по его словам, совсем не мёрзнет .

22:49. Солнце за сопками, а небо — светлое. И все бесчисленные озёра по сторонам дороги превратились в огромные зеркала, отражающие облака и зелень сопок. Где-то гладкие и ровные, как стекло, а где-то подёрнутые рябью. Очень красиво и очень необычно.

23:44. Практически полностью стемнело, но и грунтовке подходит конец. Вот уже видно начало асфальта. Несколько километров разбитой дороги, и мы выезжаем на основную трассу. Тут же сразу у поворота на блокпосту пограничники проверяют у нас документы, делают отметки в журнале и открывают нам шлагбаум. Можно ехать в Мурманск.

00:14. Уже совсем темно, но до Мурманска ведёт идеальная дорога. На асфальте ни одной ямы, ни одной трещины. На дороге очень много поворотов, спусков и подъёмов, но отличная белая разметка ведёт нас, как путеводная нить, и позволяет держать вполне приличную скорость, идеально заводя во всем повороты.

00:31. Сегодня в нашей съемной квартире отключили, в связи с подготовкой к отопительному сезону, горячую воду. Поэтому мы покинули её с просьбой переселить нас в другую. Поскольку утром все вещи мы забрали с собой, а сейчас время уже за полночь, квартиру нам показывать никто не поедет. Поэтому нужно просто заехать за ключами от неё. Так что, когда приедем в Мурманск, сначала поедем домой к риелтору, а уже потом по новому адресу. Надеюсь, горячая вода там будет, хотя в этом есть серьёзные сомнения.

01:06. Почти доехали до Мурманска, на противоположной стороне залива уже видны его огни, и тут Декстор обсыхает. Нет, фигня-вопрос, в канистре ещё плещется бензин, и можно залить его, но на таком собачьем холоде и просто останавливаться-то не хочется, не то что возиться с канистрой. К тому же, через километр-другой по дороге есть заправка. Да и дорога под уклон идёт. Короче, выключаем двигатели (ну, у Декстора-то он уже и так не включается, бугога, обсох же) и просто катимся под уклон. Основной вопрос: есть перед заправкой подъём или нет. Вроде не было, но кто его знает… Мы тут всего раз были и точно не запомнили. Ладно, скоро узнаем.

2

01:20. Подъёма перед заправкой не оказалось, так что удалось не только докатиться до въезда на неё, но и по инерции подъехать почти к самой колонке. Декстор в самом конце всё же поотталкивася ногами от земли, а я просто завёл двигатель . Заправились. В двенадцатилитровый бак влезло 14,5 литров топлива. В плане накручивания счётчиков тут явно не стесняются.

02:00. Забрали ключи, поселились в новую квартиру. Как и предполагали, горячей воды тут тоже не оказалось (собственно, её отключили во всём районе, а эта квартира совсем неподалёку от первой). Зато обстановка здесь сильно лучше. Думаем, переезжать завтра на новую (вымыться всё-таки после Рыбачьего нужно — пропылённые ж насквозь) или просто снять сауну на час-другой (в итоге остановились на втором варианте).

02:50. Как-то так вышло, что еды с собой не оказалось вообще, а есть (вернее, уже не есть, а ЖРАТЬ) после такой поездочки хотелось настолько, что хоть ножку от табуретки грызи, так что пришлось отправиться на поиски круглосуточного магазина. Поиски были долгими, но успехом в конце концов увенчались, и поужинав какой-то быстрорастворимой лапшой, заедаемой колбасой, мы, наконец, завалились спать.

Error 404 (Not Found)!!1
« Ленивые выходные Домой »

Комментарии закрыты.